С июля жители Орла, чьи многоквартирные дома управляются структурами Первой городской управляющей компании, стали получать платежки, в которых стоимость горячей воды увеличилась на 30% с лишним. И это в то время, когда повсюду твердят, что рост платы за коммунальные услуги не должен превышать 12%. Почему же так происходит?
Рост вопреки ожиданиям
Сайты управляющих компаний, входящих в ЗАО «Первая городская управляющая компания» (ПГУК), подтверждают: для тех, кто платит по нормативу и получает тепло от «Орёлтеплогаза», стоимость горячего водоснабжения выросла с 234,72 рубля с человека в месяц до 313,95 рубля или на 33,75%. Если квартира оборудована индивидуальными приборами учета – с 76,65 до 98,51 рубля за кубометр (28,5%). «Нормативщики», потребляющие тепло от компании «Квадра», вместо прежних 234,56 рубля с человека в месяц будут платить по 301,94 (28,7%). А вот на сколько больше получателям тепла от этой компании придется платить по счетчику, с ходу не узнать. На сайтах всех 16 компаний ПГУКа в этой графе стоят почему то цифры о размере платы по нормативу. По неофициальным же сведениям рост такой же – в районе 28%.
А ведь помнится, как примерно год назад Первая городская управляющая компания и орловский филиал «Квадры» – ООО «ОТСК» объявили о переходе на прямые расчеты с потребителями. Тогда, вытеснив из финансовой цепочки взаиморасчетов «Орёлтеплогаз», компаньоны обещали не только наладить платежную дисциплину, но и снизить тарифы.
Градусы повысили
Конечно, при желании оправдать можно все. Например, тем, что на дворе инфляция. Именно из за нее с самых верхов дано «добро» на рост коммунальных платежей на 12%. А, кроме того, вступили в действие новые правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные 354 м постановлением Правительства РФ, которые ужесточили требования к качеству. Если раньше нормой считалась температура вытекающей из крана горячей воды не ниже 55 градусов, то сейчас – не ниже 60. Чтобы подогреть воду до этой кондиции, нужно потратить энергию. Причем расходы возрастают примерно на 10 – 11%. Выходит, коммунальная плата в общей сложности должна возрасти на 22%.
Однако же поставщики тепла не стали рассчитывать стоимость ресурса по таким формулам. В «Орёлтеплогазе», следуя общероссийскому веянию, просто подняли тариф на 12%. У ОТСК этот показатель несколько выше (около 17%), но по абсолютным значениям цифры даже меньше, чем у «Орёлтеплогаза». Тогда откуда берутся астрономические счета у управляющих?
Не ресурс, но услуга
Раньше цену горячей воды устанавливало областное управление по тарифам. Но с декабря прошлого года такое ценообразование прекращено. Управление считает, что, поскольку в Орле горячую воду, как таковую, никто не производит, а расход холодной воды и тепла рассчитывается отдельно, деньги получают разные организации, то законодательство не позволяет регулировать плату по этой строчке. И потому ее должны рассчитать управляющие либо ресурсоснабжающие организации, оказывающие коммунальную услугу для жителей.
Председатель комитета по тарифам администрации Орла Андрей Тиунов с этим не вполне согласен:
– Да, горячей воды как ресурса, как товара, у нас нет, но есть горячее водоснабжение как коммунальная услуга, – считает он. – А в Жилищном кодексе четко прописано, что расчет за коммунальные услуги производится по тарифам, установленным уполномоченным органом. Иначе всегда найдутся желающие залезть в карман потребителя поглубже.
Коэффициент максимальный
ПГУК посчитала стоимость горячей воды по методике, по которой раньше рассчитывало ее и областное управление по тарифам. Только управление применяло коэффициент потерь тепла во внутридомовых сетях 1,25, а ПГУК взяла максимальную величину – 1,35. В результате только из за этого размер платы по горячей воде подрос еще минимум на 8%.
Как комментируют специалисты, видимо, управляющая организация почему то включила в расчеты и содержание трубопроводов внешних теплосетей, хотя никакой ответственности за них не несет, и тепло, которое теряется в них, не оплачивает никому.
Есть в расчетах ПГУКа и еще одна хитрость. Там подразумевают, что все стояки с горячей водой обязательно оборудованы полотенцесушителями. Но ведь и это не так. И вообще, основной объем тепла ПГУК получает не по счетчику, поэтому применять максимальный коэффициент потерь в сетях безосновательно. Но тогда возникает резонный вопрос: если тариф, установленный «Орёлтеплогазом», вырос в сравнении с прошлым полугодием только на 12%, а ПГУК будет брать с потребителей на 30% больше, то куда денется немалая разница? Тем более, что управляющая компания, являясь лишь посредником между поставщиками воды и тепла и их потребителями, никаких затрат не несет.
Что делать?
Чтобы сгладить эти противоречия, городские власти решили предложить свои расчетные цены. Подготовлен соответствующий проект постановления администрации Орла. К слову, это не какое то новшество. До того как область в 2010 году взяла на себя полномочия по установлению тарифов на горячую воду, расчетные цены называла именно городская администрация. И по сегодняшнему законодательству муниципалитет наделен полномочиями по организации водо и теплоснабжения населения, а значит, обязан налаживать взаимодействие между всеми участниками процесса, в том числе за счет установки размеров платы за коммунальные услуги.
Одна только такая мера позволит снизить рост платы за горячую воду с 30 до 22%. Между тем жители могут поспособствовать снижению и этой цифры, еще процентов примерно на 10. Для этого необходимо лишь на общем собрании собственников принять решение платить за горячую воду не управляющей компании, а напрямую ресурсоснабжающим организациям.
А если не горячая?
Сегодня, глядя на новые цифры в своих квитанциях, многие жители возмущаются: температура горячей воды не изменилась, как была градусов 50, такой и осталась. Почему же мы должны платить за то, что не получаем?
– Не должны, – заверяет Андрей Тиунов. – Если температура горячей воды через три минуты после открытия крана ниже 60 градусов, у потребителя есть полное право, в соответствии с установленным правительством РФ порядком, требовать от исполнителя услуги соответствующего снижения ее стоимости.