Не дожидаясь лета

Как новые изменения в законодательстве по ЖКХ могут отразиться на наших кошельках?

Обычно днем повышения коммунальных тарифов считается 1 июля. И Правительством РФ уже объявлено, сколько мы будем платить с середины лета предстоящего года за газ, электроэнергию. Но, оказывается, есть жилищно-коммунальные услуги, которые могут подорожать и раньше, например, с января. Поделиться прогнозами мы попросили председателя комитета по тарифам городской администрации Андрея ТИУНОВА.

– Андрей Сергеевич, известно, что с нового года сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов становится коммунальной услугой. Как это новшество отразится на наших кошельках?

– Действительно, все операции с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с нового года будут оплачиваться как коммунальные услуги, установка тарифов на которые в компетенции субъекта РФ. Кто это будет делать – управление по тарифам, УФАС или департамент по ЖКХ – пока не известно. Как и конкретные цифры. Более того, в ФЗ об отходах производства и потребления указывается, что государственному регулированию подлежит лишь верхний предел цен. Другими словами, операторы смогут работать по ценам, которые определены по соглашению сторон, не превышающим установленных тарифов.

Кстати, это не единственное изменение в плате за коммунальные отходы. В соответствии с федеральным законодательством, с 2016 года в нее будет входить такая составляющая, как плата за негативное воздействие на окружающую среду. Это еще называют «платой за размещение вредных отходов». Средства, полученные «за вредность», поступят в бюджеты: 40% – в местный и по 30% – в федеральный и областной. Примечательно, что ранее такая плата с жителей не взималась. И сейчас она вряд ли их обрадует, так как может привести почти к двукратному росту общего платежа за вывоз ТКО.

Однако в законе есть интересная оговорка. Если отходы вывозятся не на захоронение, а утилизируются (перерабатываются), то они не подпадают под выплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Очевидно, федеральный законодатель таким образом пытается стимулировать развитие переработки отходов. А вот что предпочтут наши власти: экономить содержимое кошельков населения или все же получать денежки в бюджет? Посмотрим.

Но важно то, что с января будущего года каждый житель многоквартирного или индивидуального дома будет обязан оплачивать сбор и вывоз ТКО. Не будет необходимости кидать мусор в чужие контейнеры, устраивать свалки. Кроме того, меняются методики расчетов. В многоквартирных домах вновь возвращаемся к тому, как было до 2007 года, когда за мусор платили, как говорится, с человека. Потом начали считать по квадратным метрам занимаемой жилплощади. Такую методику критиковали практически все, но понадобилось почти десять лет, чтобы исправить эту несуразность.

Другая важная перемена ожидает жителей многоквартирных домов с 1 апреля предстоящего года – плата за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды ОДН войдет в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

– А как это отразится на нас?

– Теоретически должен прекратиться поток жалоб на недостоверные расчеты по оплате ОДН. Для каждой группы домов будут разработаны свои нормативы затрат коммунальных ресурсов на содержание мест общего пользования. И у управляющих организаций появится стимул, чтобы уложиться в эти фиксированные рамки. Все, что сэкономят, пойдет в их карман, но и перерасход будут оплачивать они же.

Не исключено, что во многих домах, даже там, где коммуникации не рвутся, крыши не текут, придется платить за ОДН чуть больше, чем сейчас.

– Из-за чего может так произойти?

– Нормативы будут устанавливаться в расчете на 1 квадратный метр общедомового имущества, а не квартиры, как сейчас. При этом при подсчете площадей мест общего пользования предлагается учитывать площадь таких внутридомовых полостей, как чердаки, технические этажи, техподполья и т.п., которые помещениями можно назвать с большой натяжкой и площадь которых по градостроительным нормам никогда не входила в общую площадь домов.

Но новую методику рекомендуют и в управлении жилищной инспекции по Орловской области. Недавно, именно с подачи жилинспекции, изменилась площадь дома № 3 по ул. Маринченко. 30 лет значилась одна и вдруг оказалась на тысячу квадратных метров больше. Причем дом ни разу не перестраивался.

К тому же, откуда возьмутся данные для расчета нормативов? У управляющих организаций. Сколько они назовут, столько и запишут, и вряд ли кто станет проверять.

Полагаю, особенно трудно придется проблемным домам, где расходы на общедомовые нужды значительны. Там ведь тоже все будет обрезано по нормативу. И вряд ли управляющая организация станет искать деньги для дополнительного вложения в эти дома. Она просто откажется от них при первом же удобном случае. И не исключено, что скоро в городе появится новая категория брошенных домов, а их проблемы придется решать органам местного самоуправления.

– А размеры платы за содержание и текущий ремонт жилья для домов, где собственники не установили такой размер сами, городские власти будут все также обновлять?

– Без этого не обойтись. Но размер этой платы изменится ненамного – это точно. Расчеты будут жесткими, будет рассматриваться только минимальный перечень работ, утвержденный правительством как обязательный. Поэтому я не ожидаю каких-то серьезных изменений.

– Может, тогда и затевать с ним не стоит?

– Новый документ необходим, прежде всего, для повышения зарплаты работников ЖКХ. Раньше мы исходили из того, что она должна быть не ниже прожиточного минимума в 7,5 тыс. рублей, но теперь минимум подрос еще примерно на 2 тыс. рублей. Между тем, зарплата в строке «содержание общедомового имущества» составляет 70 – 80 % всех затрат. Плюс 20 % накладные расходы, другие начисления.

– Еще остаются тарифы на проезд в общественном транспорте. Что ожидается в этой сфере?

– Сейчас перевозка пассажиров в Орле осуществляется по тарифам, установленным органами местного самоуправления – горсоветом и администрацией города. С 11 января 2016 года вступает в силу норма федерального закона, которая перекладывает установление платы за проезд в общественном транспорте, в том числе по муниципальным маршрутам, на субъекты РФ. Если область до этой даты не установит тарифы, перевозчики получат законное право на их самостоятельное установление в своих транспортных средствах. Со всеми вытекающими последствиями…

Проблемы мог бы решить областной закон, передающий полномочия по установлению тарифов на проезд по муниципальным маршрутам соответствующим органам местного самоуправления. И его проект разработан городским комитетом по тарифам еще три года назад. Но пока наша инициатива не нашла поддержку в правовом управлении Орла. Так что, ждем-с.

– А по вашим прикидкам, рост выходит большой?

– Мы считали по методике, утвержденной Минтрансом России, исходя из которой получается, что нынешних 12 рублей вполне достаточно для того, чтобы обеспечить «белую» заработную плату водителю в 20 тыс. рублей в месяц. Подчеркиваю – «белую», с уплатой налогов и т.п. Этого достаточно для того, чтобы обеспечить нормальную рентабельность, окупаемость маршрута. Если нам дадут полномочия, будем предлагать такие расчеты.

Борис МУТАФ

ettv