«Основные санитарно-экологические проблемы Орла связаны с контейнерными площадками в районах частной малоэтажной застройки, несанкционированными свалками и санитарным содержанием мест общего пользования», — сообщил руководитель отдела по природопользованию и охране окружающей среды горадминистрации Александр Филатов.
Сегодня уборку мусора оплачивают только 66% жителей частного сектора, остальные уверяют, что не производят отходов вовсе. Тем не менее мусор у них, конечно же, образуется, и они его вывозят на общие контейнерные площадки.
Решить эту проблему сегодня неимоверно трудно. С одной стороны, муниципальные «Правила благоустройства и санитарного содержания территории» требуют, в том числе от физических лиц, либо самостоятельно вывозить и утилизировать отходы, либо заключать договоры и оплачивать работу специализированных организаций. С другой стороны, Гражданский кодекс гласит: у физических лиц есть свобода в заключении или не заключении платных договоров. Они, физические лица, конечно, предпочитают второй вариант. Иными словами, «Правила благоустройства» есть, а наказать за их нарушение нельзя. Муниципальные природоохранные структуры, и не только в Орле, бьют в набат и призывают к принятию федеральной законодательной нормы, по которой все граждане, независимо от условий проживания, обязаны оплачивать вывоз мусора.
Иначе — грязь и антисанитария.
Есть у городских властей и экологов претензии и к малому бизнесу, чьи офисы и магазины расположены на первом этаже многоквартирных домов. Нередко они складируют мусор на контейнерных площадках, которыми пользуются жильцы домов, после чего управляющие компании жалуются, что объёмы мусора больше предусмотренных их клиентской базой.
Схожая проблема с гаражно-строительными кооперативами и садоводческими товариществами. По тем же «Правилам благоустройства» они должны самостоятельно установить места для сбора отходов и заключить договоры со специализированными перевозчиками. К сожалению, этот нормативный акт сформулирован в рекомендательном ключе. Впрочем, здесь у городской власти полномочий и возможностей воздействия больше: субъект более очевиден, нежели в частном секторе, и, если контейнерная площадка отсутствует и территория захламляется, для начала штрафуют председателя ГСК — на 1,5 — 5 тыс. рублей. А в случае многократных нарушений накладывают штрафы уже на юридическое лицо. Результат есть. К примеру, ГСК «Искра» в Заводском районе после штрафных санкций оборудовал-таки превосходную контейнерную площадку. Теперь у владельцев гаражей с экологическими чиновниками любовь и полное взаимопонимание.
С садоводческими товариществами сложнее: они менее организованы, чем ГСК, с трудом собирают средства на собственные нужды, иной раз не имеют официального председателя…
Но и здесь наказание рублём делает своё дело. К примеру, в товариществах «Зелёная Роща» и «Приборист-2» после наложения штрафов оборудовали площадки, поставили мусоронакопители, заключили договоры на регулярный вывоз ТБО. Не желая повторять печальный «штрафной» опыт коллег, ещё три товарищества заключили договоры разного вида на централизованный сбор и вывоз ТБО. Кстати, это не требует больших расходов, ведь можно ограничиться арендой бункера у специализированного перевозчика. Так, вывоз 8-кубового контейнера один раз в три недели для большого садоводческого товарищества будет обходиться в 1500 — 1800 рублей, и устанавливать его можно лишь на весенне-осенний период.
Для более мелких товариществ возможна другая, бесконтейнерная, схема с минимальными финансовыми затратами: огородить площадку для сбора отходов и складировать мусор в обыкновенных полиэтиленовых мешках. Специализированные перевозчики, а их в Орле восемь, будут вывозить его регулярно или по разовым заявкам, и плата может быть договорной, сниженной. Заполнение мусоровоза обойдётся примерно в тысячу рублей. И это, убеждён А. Филатов, приемлемая плата за возможность находиться в комфортной окружающей среде.
Александр СЕМЁНОВ