Жизнь — не тихая заводь

Правда, написание юбилейных панегириков — дело неблагодарное. Вдруг из многочисленных наград и регалий виновника торжества забудешь назвать какую-нибудь одну — оправдывайся потом. Тем более что в данном случае речь пойдет сразу о двух юбилярах. К тому же бывает, что ордена да медали под воздействием жизненных обстоятельств утрачивают свою первоначальную значимость. С одной стороны, вроде отражают заслуги человека, а с другой — висят грузом неприятных напоминаний. Уж кому, как не Анатолию Сергеевичу Кононыгину, отмечающему завтра свое 70-летие, знать об этом! Та же рука, что вручала ему в свое время награды, потом беззастенчиво дала отмашку на команду «фас!» в отношении него. А всё потому, что не относится этот человек к категории тех, кто, «не имея хвоста, виляет языком».

Это качество, на мой взгляд, и сблизило его почти четверть века назад с Татьяной Михайловной Аленичевой, которая стала верной спутницей жизни и свой юбилей отметила месяцем ранее.

Это далеко не все наследники семьи Кононыгиных

Наделенная аналитическим умом, принципиальная в суждениях, она к тому же обладает замечательными женскими качествами: отменная хозяйка, искусная дачница, заботливая мать и жена.

Кстати, мамой сразу двух девочек-подростков она стала, успев только выйти замуж. Олю и Светлану после безвременной смерти супруги Анатолий Сергеевич воспитывал один. Татьяна Михайловна сразу приняла, по сути, чужих детей в свои объятия, став родной. А потом родился Сережа. Теперь он уже тоже взрослый и накануне юбилея отца вернулся из армии, куда, кстати, сам попросился после окончания института. Так что на семейном празднике «60+70» вся многочисленная семья будет в сборе. Можно только позавидовать Кононыгиным: на двух дочерей у них шестеро внуков!

Так сложилось, и считаю, мне очень повезло, что на протяжении более чем 20 лет имею возможность общаться с этими душевными и щедрыми людьми. Что касается Татьяны Михайловны, помню ее еще с 70-х годов, когда она пришла работать заведующей парткабинетом в Орловский райком партии. Редактор нашей газеты Самуил Львович Блюмкин, строгий, скупой на эмоции человек, при виде ее буквально преображался: Таня Аленичева была для него идеалом женщины — красивая, большеглазая, с локонами до плеч, утянутая пояском на тонкой талии. Потом она стала секретарем по идеологии, но была все так же очаровательна, проста во взаимоотношениях, не превозносилась над теми, кто был ниже ее по статусу.

С Анатолием Сергеевичем мне довелось познакомиться на собеседовании в обкоме КПСС. Так было заведено, что работа даже в общественной организации требовала согласования на партийном уровне. И прежде чем меня в декабре 1985 года избрали ответственным секретарем областной журналистской организации, состоялась аудиенция в кабинете завотделом пропаганды Кононыгина.

Анатолий Сергеевич, которого я до того момента знала понаслышке, сразу расположил к себе доверительным отношением. Не помню, о чем он спрашивал и что я отвечала, но потом я рассказывала коллегам, как была приятно удивлена доступностью «большого партийца».

Ну а два года спустя мы, что называется, оказались под одной крышей: А. С. Кононыгин получил назначение на должность главного редактора «Орловской правды» и вскоре был избран председателем областной журналистской организации.

Поначалу отношения у нас складывались довольно сложно. С предыдущим председателем Сергеем Владимировичем Коробковым мы работали на полном доверии. Не было случая, чтобы по какому-либо поводу у нас возникали трения, хотя, когда дело касается общественных интересов, я всегда проявляю противную нетерпимость, настырность и напористость. (Еще бы: Козерог, родившийся в год Быка — четыре рога и восемь копыт!) Новый председатель мне (но со свойственной ему деликатностью) и попытался «обломать рога». Когда я начинала громко и неистово доказывать свою правоту, он, по обыкновению не повышая голоса, ненавязчиво указывал мне на мое место в нашем дуэте. Случалось, диалог заканчивался моими слезами. Но постепенно, в процессе формирования наших отношений, сам собой сработал известный постулат: благоразумие рождается из неприятностей, многие из которых случаются из-за недостатка благоразумия. Последнее я приняла на свой счет.

Сейчас иногда при встречах мы вспоминаем те давние времена как что-то даже забавное, тем более что продолжалось «притяжение разнополюсных зарядов» недолго. Более того, в своем отношении ко мне, секретарю, Анатолий Сергеевич никогда не демонстрировал свое превосходство. И в этом он весь — душевный, добросердечный, что, кстати, не мешает ему быть настойчивым и твердым в принципиальных делах.

О том, как Кононыгин умеет ценить друзей, свидетельствует хотя бы такой факт, что он не только помнит даты их рождения и обязательно поздравляет, где бы ни был, но и непременно в годовщину смерти посещает могилы уже, к сожалению, ушедших. Признаюсь, для меня было полной неожиданностью, когда Анатолий Сергеевич приехал на похороны моей мамы, привез цветы, хотя совершенно не знал ее. Как отозвалась о нем наша общая коллега, Кононыгин с сочувствием помогает другим, попавшим в беду, потому что сам познал всю глубину страдания. А мне кажется, он от природы такой и, даже если бы судьба не оказалась к нему жестокой, он не перестал бы оставаться самим собой. О таких говорят: цельная натура. Оставаясь на твердых идеологических позициях, не кривит душой, даже если заранее знает, что это может ему повредить. Человек слова, отзывчивый, честный, благородный. Именно эти качества ценят в нем знающие его. Но зачастую и для посторонних он становится своим. Об этом свидетельствует его многолетнее депутатство в областном Совете. Именно благодаря душевным качествам Кононыгина, его искреннему убеждению, что депутат — действительно слуга народа, он на протяжении длительного времени заслуживал доверие и уважение избирателей.

В отличие от степенного, основательного мужа, импульсивная и энергичная Татьяна Михайловна принадлежит к породе людей, у которых «всё в руках горит». Вы бы посмотрели, что сотворила она с дачным участком! Дача — «семейная слабость» Кононыгиных, их отдушина, панацея. У каждого — свои обязанности. Татьяна Михайловна приняла их добровольно, как только стала женой. А ведь до замужества у нее не было опыта работы с землей. Но как решительно приняла в свои объятия детей, так и по поводу работы на даче сказала мужу: «Может быть, я освою и агрономию». И освоила, да еще как! Каких только экзотических растений не развела, не говоря уже о разнообразии овощных культур. Стала отменным мастером в выращивании рассады. На небольшой площади нашлось место такому ботаническому буйству, что просто диву даешься.

Впервые в неофициальной обстановке с Татьяной Михайловной мне довелось общаться на 50-летие Анатолия Сергеевича, когда она уже была его женой и родила Сережу. Каких только разносолов не было на столе — и все собственного приготовления. Был момент, когда я поймала себя на мысли: как же нужно любить человека, чтобы буквально раствориться в нем. А подумала так, когда услышала, как душевно своим красивым голосом эта женщина, потомственная горожанка, пела любимую песню мужа «Деревенька моя».

Позже, когда Т.М.Кононыгина возглавила областное общество «Знание», которое, по сути, возродила на Орловщине после многолетних перестроечных потрясений, со свойственной ей самоотдачей она буквально с нуля начала налаживать работу, смело преодолевая чинимые препятствия, недоброжелательность завистников. Всё в наших руках, поэтому не стоит их опускать — убеждена она. Но только ей одной да верному надежному советчику — родному мужу известно, сколько всего пришлось пережить да преодолеть. Зато теперь Орловская организация общества «Знание» России — одна из лучших в стране, ее опыт изучают даже за рубежом. А иначе и быть не могло: максималистка по жизни с отчаянной комсомольской закваской, Кононыгина не может быть в аутсайдерах! Ну а что касается периодического шипения исподтишка недоброжелателей, здесь как нельзя кстати вспомнить незабвенного Салтыкова-Щедрина: «В деле распространения здравых мыслей без того нельзя, чтоб кто-нибудь паскудой не обругал». Вопреки обстоятельствам, эта красивая женщина умеет и красиво работать! Самодостаточная, волевая, она не осталась в тени мужа, хотя могла бы позволить себе быть просто супругой уважаемого в области человека. Но нет, не могла, не в ее это характере. Да и Анатолий Сергеевич со своей совестливостью и деликатностью, думается, тяготился бы этим.
Друг друга они понимают с полуслова. Потому и живут почти четверть века душа в душу крестьянский сын и благородная горожанка.

Галина Петрова

https://maprossiya.ru - Современные технологии обеспечения безопасности и защиты данных пользователей делают 1Win надежным.choice для тех, кто ищет гарантии финансовой безопасности и защищенности личной информации.