Данилевская Екатерина Владимировна
Проблемы школы поможет решить социальное партнёрство
В последние годы российская школа активно реформируется, применительно к ней стали привычными такие термины, как «инновация», «оптимизация», «модернизация»… Выполнение обязанностей работниками системы образования сегодня контролируют много структур, права же защищает только одна общественная организация — профсоюз. Год назад городской комитет профсоюза работников образования возглавила Людмила Сальникова, которая накануне Дня учителя ответила на вопросы нашей редакции.
— У меня небольшой стаж профсоюзной работы, но этого времени было достаточно для того, чтобы понять: проблемы образовательных учреждений не делятся на административные и профсоюзные. И если руководитель работает совместно с профкомом, то решаются они гораздо легче. Тому в городе много примеров. В канун профессионального праздника мне приятно перечислить адреса учреждений образования, где результаты социального партнёрства администрации и профкома дают стабильно высокие результаты. Это школы №№ 2, 5, 7, 11, 12, 21, 23, 27, 29, 30, 34,36, 40,42, детские сады №№ 6, 9, 10, 16, 23, 31, 45, 82, 86, Дом творчества Заводского района. Здесь комфортно чувствуют себя педагоги и делают успехи ученики.
— Весь минувший учебный год прошёл под знаком долгожданного повышения зарплаты учителям. Есть ли повод для оптимизма?
— Судите сами. Если в начале прошлого учебного года средняя зарплата учителя составляла 13645 рублей, то сегодня она увеличена до 15155 рублей, что приблизило её к средней заработной плате по экономике региона…
— Простите, Людмила Александровна, но тут кроется лукавство: чтобы заработать «среднюю» по региону, учителю необходимо набирать к ставке дополнительные нагрузки, доводя число уроков в неделю до 27 — 32 часов. Это работа на износ, она сказывается и на здоровье учителя, и на качестве его работы.
— Вы правы, и это обстоятельство как раз больше всего беспокоит городской комитет профсоюза и наши первичные организации. Но проблемой озабочены и руководители сферы образования, и власти. Поверьте, сегодня делается всё возможное, чтобы уровень зарплаты учителя увеличивался и при более щадящем графике работы. Но проблема ещё и в том, что даже при двойной нагрузке не все педагоги могут получать такую зарплату. Штаты орловских школ сегодня поделены на две категории: учителя и педагоги. И если первым базовая расчётная единица оплаты труда установлена в размере 3700 рублей, то у педагогов она составляет всего 3000 рублей. Несправедливость этой градации очевидна. Проблема была поднята и на недавней встрече председателей профсоюзных первичных организаций наших учреждений с заместителем главы администрации города Екатериной Данилевской и начальником областного управления образования Татьяной Мартыновой. Вопрос на контроле, но его решение откладывается до принятия бюджета на 2013 год. Не сомневаюсь, что проблема будет решена: свои обязательства перед работниками образования областные и городские власти стараются выполнять.
— А как обстоят дела с зарплатами педагогов дошкольных и учреждений дополнительного образования — известно, что их базовая расчётная единица и того меньше?
— На заседании городской трёхсторонней комиссии, которое состоялось 6 сентября, я внесла дополнение в ранее принятое Соглашение между городской администрацией, федерацией профсоюзов и объединением работодателей на 2011 —2013 годы. Суть предложения такова: предусмотреть в бюджете на 2013 год средства на повышение оплаты труда и этим категориям работников образования. Предложение рассматривается.
— Недавно мне попалась таблица со сравнительными цифрами учительских зарплат по областям ЦФО. Разброс — от 55 тысяч рублей московского учителя до 12 тысяч его коллеги из Ивановской области. Орловщина — в нижних строчках таблицы. Скажите, Людмила Александровна, если воспринимать новые образовательные стандарты как единый федеральный заказ российской школе, то почему так по-разному оплачивается труд его исполнителей? В отличие, скажем, от труда сотрудников силовых, правоохранительных структур — ведь их зарплата, судя по всему, никак не привязана к «средней экономической по региону».
— Вопрос закономерный, но это не вина, а беда региональных и городских властей. Все понимают: учителям, как и силовикам, следовало бы установить размер оплаты труда на уровне федерального бюджета. Именно поэтому городская профсоюзная организация поддержала Обращение отраслевого профсоюза в адрес Президента РФ о необходимости определения федеральной базовой ставки заработной платы учителю не ниже прожиточного минимума, как государственной гарантии оплаты труда работникам бюджетной сферы. А уже все надбавки к федеральной базовой — в зависимости от наполняемости бюджета.
— Согласитесь, достойная зарплата — не единственное, что является показателем престижности учительского труда…
— Обеспечить учителю достойную его труда жизнь — одно из основных направлений работы нашей общественной организации. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить наших главных социальных партнёров — администрацию и мэрию Орла, а также городских депутатов, которые не отказали в финансировании всех предложенных нами дополнительных мер социальной поддержки работников образования. Я имею в виду финансирование из городского бюджета санитарно-курортного лечения в размере 500 тысяч рублей, которые были направлены на компенсацию стоимости путёвок для 61 педагога. Поскольку число нуждающихся в оздоровлении учителей не уменьшается, в проекте бюджета на 2013 год по нашей просьбе предусмотрено 800 тысяч рублей, и мы постараемся через льготную систему санаториев Профкурорта направить на лечение как можно больше наших работников.
Властями была принята и другая наша инициатива — поддержать молодых педагогов. Решением августовской сессии горсовета молодые учителя и воспитатели со стажем работы до трёх лет с января 2013 года будут ежемесячно получать по одной тысяче рублей, а пришедшие в профессию в новом учебном году — единовременное пособие в размере 2000 рублей. К слову, по решению обкома профсоюза молодые педагоги, члены профсоюза впервые получат ещё по две тысячи рублей — из профсоюзных средств.
Отстоял обком профсоюза и право на сохранение квалификационной категории для молодых учителей, находящихся в декретном отпуске. Проблема состояла в том, что за время декретного отпуска учитель, не имея возможности пройти очередную аттестацию, терял квалификационный разряд, а с ним — и доплату. Теперь эта несправедливость устранена дополнительным пунктом областного Соглашения.
— Знаю, что в течение минувшего учебного года ваши ряды пополнились более чем на сотню новых членов профсоюза, зарегистрировано и несколько новых первичных организаций. Скажите, Людмила Александровна, а мотивированы ли к вступлению в профсоюз молодые кадры учреждений образования?
— Да, и созданный при горкоме молодёжный совет — тому подтверждение. Молодые инициативные педагоги, которым тесно в рамках только профессиональной деятельности, уже выступили с несколькими инициативами, которые были очень активно поддержаны молодыми учителями. Именно по инициативе молодёжного совета горком профсоюза впервые учредил две премии по 3 тысячи рублей для финалистов профессиональных конкурсов учителей и воспитателей года. Теперь профсоюзную премию будет получать и победитель конкурса классных руководителей. Разумеется, речь идёт о членах профсоюза.
Благодаря молодёжному совету мы — опять же впервые! — собрали сборную команду работников учреждений образования для участия в спартакиадах, организованных областной федерацией профсоюзов. Молодые педагоги приняли самое активное участие в городском фотоконкурсе «Профессия в лицах». Я наблюдаю за тем, как активно они работают в созданных нами правовых кружках, как живо интересуются нормативными документами, какие вопросы задают выступающим перед профсоюзным активом юристам, и понимаю, что нынешним председателям профсоюзных первичных организаций будет кому передать накопленный опыт общественной работы. Городские учреждения образования не останутся без молодых профсоюзных лидеров, которые уже сегодня предлагают немало интересного для расширения границ социального партнёрства, для улучшения социально-экономического положения своих коллег, для повышения престижа профессии…
Пользуясь случаем, поздравляю работников образования с Днём учителя! Этот праздник — дань уважения всем, кто избрал самую главную профессию на земле — обучение и воспитание человека и гражданина. Спасибо вам за ваш труд!
Записала Валентина Новошинская