Брать детей из жалости нельзя, уверены в органах опеки и попечительства.
Лида
Десятилетняя Лида трижды за свою короткую жизнь становилась сиротой. Первый раз, когда от нее в роддоме отказалась родная мать, второй – когда умерла приемная. А в третий...
Друзья семьи пришли в органы опеки и заявили о своем твердом намерении стать опекунами девочки. Лидочка была передана в эту семью под опеку. Но не прошло и года как благородный порыв опекунов угас: они столкнулись с обычными для приемных родителей трудностями.
Тогда Лидочку отправили в загородный оздоровительный лагерь. Опекун приехала навестить девочку, привезла угощение, а перед отъездом вытащила из ее ушей золотые сережки, которые подарила ей ранее. Объяснила, что так будет лучше, а то вдруг Лида в лагере их потеряет. В этот момент в органах опеки уже лежало ее заявление об отказе от Лиды. Девочка ждала конца смены, возвращения домой, но прямо из лагеря ее привезли в реабилитационный центр временного пребывания несовершеннолетних. А оттуда Лида была переведена в детскую деревню SOS в Лаврово. В подобных ситуациях детей стараются устраивать именно туда, так как семейные, по сути, условия жизни сирот помогают им справиться со свалившимся на них горем.
– Психологи, которые с ней работали, – вспоминает начальник городского отдела опеки и попечительства Ольга Манина, – рассказывали, что Лида постоянно рисовала себя без ножек. Она потеряла опору в жизни. Понадобилось много времени и труда специалистов, чтобы Лида снова обрела веру в людей и себя.
К счастью, такие случаи единичны, не более двухтрех в год. Но к этим ситуациям не применимы принципы математической погрешности.
– Понимаете, каждый из них в детдоме или интернате мечтает о семье, родителях, – говорит Ольга Васильевна, – и когда главная мечта жизни осуществляется, а потом рушится, для детей это настоящая катастрофа.
Галя
В феврале этого года в приемную семью передали пятилетнюю Галю, а уже в ноябре приемные родители написали заявление об отказе от нее. При этом они поместили девочку в детское отделение психиатрической больницы.
В своем заявлении опекун написала, что у кровных детей не состоялся контакт с этим ребенком, хотя передаче в семью предшествовал гостевой режим. Второй причиной стало то, что, по мнению опекуна, у девочки проявилось психическое заболевание.
В больнице предположения о заболевании не подтвердились. У девочки выявлены поведенческие возрастные нарушения, которые с помощью педагогов и психологов вполне поддаются коррекции вне стационара. Из психбольницы девочка отправится в интернат.
Паша и Зоя
Когда в органы опеки пришла Валентина Степановна и заявила о своем желании взять на воспитание еще детей, у сотрудников опеки поначалу не было и тени сомнения, что женщина справится с задачей. Мама двоих кровных детей уже несколько лет воспитывала еще и приемную девочкуинвалида, вкладывала в нее всю душу, посвящала ей все время. В 2011 году Валентина Степановна стала приемной мамой еще двоих детей – Паши и Зои... Два года спустя она отказалась от Паши, а в этом году – от Зои. Причем в случае с Зоей речь уже шла не об освобождении от обязанностей приемной мамы, а об отстранении.
«У девочки имеются многочисленные ссадины, царапины, кровоподтеки под глазами, рассечена и припухла губа», – говорится в справке, выданной медиками. В таком виде Зоя пришла в школу. На все расспросы девочка отвечала, что ее била мама. В школе собрали совещание, пригласили Валентину Степановну. Сразу же после этого мама приехала в органы опеки и написала заявление об отказе от Зои.
В возбуждении уголовного дела органами внутренних дел было отказано. Вероятно, улик, доказывающих вину приемной матери, недостаточно.
По мнению психологов и специалистов органов опеки, подлинным мотивом (который не высказывался) принятия в семью еще двоих детей было единственное желание женщины – социальная реабилитация дочериинвалида. Девочка не посещала детсад, родные дети женщины были уже взрослые, и малышка нуждалась в общении со сверстниками... Теперь Паша и Зоя воспитываются в разных интернатах.
Нельзя спешить
В вопросе выбора ребенка ни в коем случае нельзя спешить, не устают повторять кандидатам в усыновители в органах опеки.
– К сожалению, пополнение банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, идет постоянно. Ежегодно мы выявляем только в Орле около 100 таких детей, – говорит Ольга Васильевна. – Прежде чем встречаться лично с ребенком, кандидатам необходимо очень тщательно изучить все его документы. Обратить особое внимание на его заболевания, проконсультироваться с врачом. Узнать, что с кровными родителями, родственниками будущего сына или дочери.
Порой эмоции берут вверх и кандидаты в усыновители закрывают глаза на некоторые пункты личного дела понравившегося малыша.
– Брать детей из жалости нельзя, – предупреждает Ольга Васильевна.
Специалисты органов опеки рекомендуют до принятия окончательного решения встречаться с ребенком как можно чаще и дольше, чтобы понять и почувствовать ваш это ребенок или нет. Заключение органов опеки о том, что вы являетесь кандидатом в усыновители или опекуны, действительно два года. Поэтому на кропотливый поиск сына или дочки времени достаточно.
Приглядеться друг к другу помогает гостевой режим, когда ребенок бывает в семье от нескольких часов до нескольких дней. По сути, только так можно понять, впишется ли маленький человечек в вашу семью.
Нередко после гостевого режима сами дети отказываются идти в семью кандидата.
Вместе навсегда
И вот вы понимаете, что уже не мыслите своей жизни без этого малыша. Что все домочадцы без него скучают, что без него вам понастоящему плохо, а с ним ваша семья становится полной и счастливой, при этом вы готовы постоянно преодолевать трудности и решать проблемы, связанные с ним.
У ребенка могут проявиться наследственные болезни. Вам могут докучать откуда ни возьмись нарисовавшиеся родственники, вы можете неожиданно открыть неприятные черты характера малыша. Однако вы относитесь к проблемам как неизбежным моментам в процессе воспитания ребенка и знаете, что нет такой причины, которая заставила бы вас от него отказаться. Если все эти доводы вами учтены, только тогда можно принимать окончательное решение.
– К счастью, подавляющее большинство приемных родителей и опекунов именно такие люди, – говорит Ольга Васильевна. – Когда они рассказывают о своих детях, их удачах и проблемах, то становится понятно, что они не расстанутся с ними ни при каких обстоятельствах, что эти дети – смысл и счастье их жизни.
Ирина Самарина