Педагогу творческой профессии, к которому дети приходят не по необходимости, а по желанию, надо иметь двойной запас любви к своим воспитанникам, своему делу, к искусству. Чтобы дети не просто слушали, а внимали, не просто верили, а безоговорочно доверяли, не просто помнили, а избрали нравственным камертоном на всю жизнь. Это не просто высокие слова. Такие педагоги работают в школе искусств им. Д. Б. Кабалевского, которая нынешней весной отмечает своё 40-летие. Именно так думают и так говорят о своей школе её выпускники. Им мы сегодня предоставляем слово.
Давид Посулихин, студент 2-го курса Российской академии им. Гнесиных:
— Первыми людьми, которые помогли мне выбрать этот путь, были родители, бабушка и дедушка. Они привели меня в школу искусств, где я первый раз услышал красивую музыку. А потом в моей жизни появилась Галина Григорьевна Костко. Она помогала мне все годы учебы, помогает и сейчас. В музыке, в учебе, в жизни. Благодаря ей я понял, что больше не хочу заниматься ничем, кроме этого искусства.
Приезжая сюда, каждый раз вспоминаю себя маленьким. Вспоминаю слёзы, которые случались во время учёбы, даже не учёбы — работы! Каким трудом мы добивались того, что имеем сейчас. И я понимаю, что, если бы не мой педагог, я не стал бы тем, кто я есть.
С моим педагогом до сих пор чувствую себя одним целым. Чувствую и понимаю, чего хочет она от меня. И когда я прихожу к ней, всякий раз Галина Григорьевна добавляет в мой разум что-то новое. Она — мой духовный камертон, я слушаю её и верю ей полностью.
Всегда помню, откуда я вышел, и людей, которые помогли мне в этом.
Полина Булгакова, студентка 2-го курса Российской академии им. Гнесиных:
— Каждый год я прихожу в школу, чтобы встретиться с моими педагогами. Олег Леонидович и Ирина Николаевна Фомины — родные мне люди. У них получилось увлечь меня музыкой, когда я была ребёнком, и на всю жизнь.
Я любила петь, и в 7 лет меня отдали на хоровое отделение к Галине Григорьевне Костко. Потом добавилась скрипка в классе у И. Н. Фоминой. Год училась на двух отделениях, чтобы затем выбрать, что больше нравится. В результате осталась на обоих. И всё же скрипка увлекла меня сильнее. Это сложный инструмент, а любые трудности увлекают, хочется их преодолеть. Затем мне посчастливилось поступить в Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных, а потом в академию. Когда встречаются сложности и препятствия, меня всегда поддерживает мысль о том, что я занимаюсь таким великим делом, как музыкальное искусство. Это самое лучшее, о чём только можно мечтать, и, если мне Бог подарил такую возможность, я должна этим продолжать заниматься. Не случайно всё сложилось именно так, и любые трудности меня должны только закалять. Тогда всё получится.
Ирина Ворохобина, преподаватель по классу виолончели школы им. Д. Б. Кабалевского:
— Профессию я выбрала благодаря моему преподавателю Серафиме Ивановне Недосекиной. Я точно знаю: если б не она, школу я не закончила бы. Ведь это дополнительное образование, хочу — хожу, хочу — нет. И насколько надо привязать детей к себе и к музыке, как надо организовать учебный процесс, чтобы семь лет ребёнок приходил сюда в то время, когда друзья занимаются другими интересными делами! Серафима Ивановна — человек очень добрый, а доброту дети всегда чувствуют. Сегодня мы с нею коллеги, она, как всегда, работает с огромной самоотдачей, с любовью к детям, огоньком в душе. Она в постоянном поиске, старается каждый урок сделать для детей открытием чего-то нового и интересного.
Вторая причина моего выбора — это собственно музыка. Когда произведение уже дозревало до концертного уровня и я выходила на сцену вместе с концертмейстером и выступала перед публикой — это меня очень впечатляло и вдохновляло.
После музыкального училища и консерватории работала в Ульяновском академическом симфоническом оркестре. Мне очень нравилось выступать, но тосковала по преподавательской работе. Вернувшись в Орёл, в родную школу, одновременно играла в Брянском симфоническом оркестре, с которым много гастролировала во Франции. Могу сказать, что полностью нашла себя — в творческой работе с детьми и с музыкой. Я могу играть (я концертмейстер группы виолончелей в Губернаторском симфоническом оркестре) и преподавать. Мне есть что предложить моим детям.
А ещё важно, что на нашем струнно-смычковом отделении сформировался великолепный психолого-педагогический климат. Заслуга в этом, конечно, С. И. Недосекиной, которую наш директор В. В. Перцев называет талисманом школы.
Елена Паньшина, зав. фортепианным отделением школы им. Д. Б. Кабалевского:
— Профессию свою очень люблю, считаю её одной из самых достойных и благородных. Что может быть важнее — научить ребёнка с помощью звуков выражать свои мысли и чувства, дать ему возможность поверить в свои силы, почувствовать себя талантливым! Я очень благодарна своему учителю — Людмиле Андреевне Горловой, главные качества которой — большая любовь к детям и добросовестное отношение к профессии. Она и сегодня продолжает работать. С благодарностью вспоминаю старейших педагогов, высокопрофессиональных представителей фортепианной школы Р. А. Данченко и Е. Я. Короткова. Они помогли мне обрести уверенность и освоить эту непростую профессию. Они были завучами, и с их помощью я входила в профессию, не ощущая того, что я молода и неопытна. С самого начала мне было легко в дружном, сплочённом коллективе, объединённом преданностью своему делу.
Марина Лазарева, преподаватель по классу аккордеона школы им. Д. Б. Кабалевского, председатель профсоюзной организации:
— Училась я у Людмилы Владимировны Малявкиной. Окончив музыкальную школу, поступила в Орловское музыкальное училище, затем в ОГИИК. После института пришла работать в родную школу. С тех пор вот уже 27 лет обучаю детей игре на аккордеоне.
Профессию я выбрала ещё в 1-м классе. Уже тогда знала, что хочу играть на аккордеоне и учить детей музыке. Это желание было настолько предопределено, что ни в каком другом качестве я себя и представить не могла. Мой папа был баянистом-самоучкой, и все родственники по его линии были связаны с музыкой: тётя была пианисткой и преподавала здесь же, в школе, дедушка мог играть практически на любом инструменте. Вероятно, это генетика.
Лариса Месропян, хормейстер школы им. Д. Б. Кабалевского:
— Мое обучение в школе искусств проходило на хоровом отделении. Выражаю огромную благодарность Г. Г. Костко, О. М. Давыдовой, Л. Н. Пугачевой, В. А. Макаровой, Г. С. Донской, которые познакомили меня с удивительным миром музыки. Встреча с талантливыми преподавателями определила выбор профессии. И сегодня мой характер, мои склонности и симпатии остаются с музыкой. Работать сюда пришла в 2003 году, после окончания Воронежской государственной академии искусств. Мне повезло, что я попала в родную школу, где бывшие учителя, а нынешние коллеги помнили меня ребёнком и отнеслись к молодому специалисту доброжелательно, с отеческой заботой. Мои учителя — Г. Г. Костко, Л. Н. Пугачева, В. А. Макарова — продолжают свою активную творческую работу, воспитывая новых учеников. И я до сих пор учусь у них.
Каждый из педагогов школы искусств, которых любят и помнят выпускники, мог бы сказать о себе словами стихотворения Льва Ошанина:
Может, будет трудно, небогато,
Буду жить, свой выбор не браня.
Понимаешь, ведь мои ребята —
Это продолжение меня.
Алла ДАВЫДОВА. Фото автора