Прежде всего тютчевские строки приходят на ум, когда смотришь на цветы, ставшие главным «объектом» многолетнего творчества члена Союза художников России Людмилы Алексеевой. Выставка более 20 ее работ открылась 19 сентября в аудитории № 65 ОГИИК.
Своего пристрастия к этому чуду природы, которое вдохновляет ее уже более полувека, художница не скрывает:
– Интерес и любовь ко всему живому у меня от мамы, которая после войны работала экспедитором по заготовке продуктов для Орла. В свои поездки она брала меня и часто делала остановки, чтобы показать мне цветущий луг, лесную поляну, отдельный цветок...
После института, в котором Людмила Михайловна делала значительные успехи в разных жанрах и техниках, молодая художница некоторое время не могла найти себя. Расписывала интерьеры игровых комнат детских садов и декорировала торговые залы магазинов, преуспела в рекламном плакате и в качестве художника и бутафора кукольного театра, но настоящей радости от работы не получала.
Помог сон, в котором она увидела своего преподавателя живописи, протягивающего любимой студентке букетик незабудок. Утром она перенесла увиденное на бумагу и постепенно стала открывать для себя мир цветов, который оказался не менее интересным, чем мир людей. Сирень и пионы, розы и лилии, ромашки и незабудки, букеты полевых цветов, таких же, как те, что еще девочкой она дарила вошедшим в Орел воинам освободителям, – Алексеева, как о живых, может часами рассказывать о каждом изображенном цветке. Что ни картина, то светлое или грустное воспоминание, свое имя и аромат, свой шлейф тайн и легенд. Особое очарование, в разные годы оцененное коллекционерами многих европейских стран, а также США, Канады, Израиля, ее работам придает тонкое сочетание бесспорной правдивости с хорошо продуманной декоративностью.
Случается, она слышит пренебрежительные слова в адрес художников, пишущих цветы. Жалеет таких: они не понимают, что цветы – великие учителя всякого художника. Для того, например, чтобы постичь и разобраться во всех оттенках лепестков розы или пиона, надо затратить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. Это понимали великие мастера, в том числе и любимый ею Врубель: цветы еще и строгие экзаменаторы живописца. По тому, как он их изображает, можно судить о его характере, отношении к людям, жизни, природе. А она в картинах Алексеевой – подлинно тютчевская: «не слепок, не бездушный лик». В ее цветах, самых прелестных творениях природы, есть и любовь, и душа, и свобода...
Во сне и наяву
Так назвала небольшую выставку графики Елена Пимкина, дочь Людмилы Алексеевой, ее ученица и поклонница. Выпускница Орловского художественного училища и ОГИИК, она нашла себя в журналистике, но в более ранние годы, как и мать, принимала участие в пленэрах и выставках; немало ее работ находится в частных коллекциях России, Германии, Польши.
Работы Елены – не для праздного зрителя, случайно забредшего на выставку. В каждой много подтекста, требующего авторских пояснений, много символики, даже мистики. Художница не скрывает, что часто сюжеты картин приходят ей во сне. Как, например, «Похищение сознания», на которой две птицы зовут за собой девушку, волной выброшенную на песчаный берег. Елена рассказывает, что во сне «картинка» была прописана так тонко, точно и изящно, что оставалось только воспроизвести ее на бумаге.
Много скрытого смысла таят в себе и сюжеты снов, фантазией художницы превращенных в такие картины, как «Свеча горела», «И городу явился ангел». Каким то внутренним видением автор смогла удержать необъяснимые словами идеи снов и материализовать на холсте выплывающие из подсознания образы. Картины Елены Пимкиной не приглашают к созерцанию, они будоражат чувства и мысли, заставляют работать и ум, и сердце зрителя. Тем и интересны...
Выставки художниц Людмилы Алексеевой и Елены Пимкиной продлятся до середины октября.