Уникумы из Европы

13 марта в Музее искусств открылась выставка из фондов музея, где было представлено 70 графических листов нидерландских, фламандских, немецких, швейцарских, бельгийских и французских авторов. Эти раритетные произведения, выполненные в техниках офорта, резцовой гравюры, меццо-тинто, акватинты и литографии, – поистине ювелирная работа художников.

Редкие имена

– К сожалению, музеи, хранящие в своих фондах огромное количество произведений, редко показывают то, что имеют, – говорит куратор выставки, научный сотрудник музея Татьяна Тимашева. – Тому есть ряд причин. В том числе условия экспонирования. Например, старинную графику, напечатанную порой на хрупкой бумаге, мы можем показывать не больше месяца. На реставрацию тоже не всегда хватает средств. Мы хотим показывать вещи в достойном виде, чтобы зрители не страдали, глядя на те произведения, на которые наносит раны время. Собранные воедино работы – случайные, это не специальная коллекция. Тем не менее здесь есть редкие имена и известные произведения. Что-то восхищает техникой, что-то – сюжетом, историей с русскими именами – тут много интересных моментов...

Член Союза художников России, народный художник РФ Гиви Калмахелидзе, познакомившись с выставкой, назвал работы уникальными. Остаться равнодушным к такому мастерству, действительно, невозможно. Офорты и литографии всегда покоряли поклонников искусства графики своей утонченностью. На выставке в музее были даже замечены художники, разглядывающие работы через лупу.

История офорта

Что здесь есть? Во-первых, замечательные офорты французов. Например, Шарля Франсуа Адриена Макрэ «Встреча Вольтера с Генрихом IV на полях Элизиума». Как магнитом притягивают порт реты неизвестных французских литографов: «Девушка с двумя птичками», «Девочка с собакой», «Дети в гроте», «Кокетка».

Швейцарец Александр Калам сделал литографии по собственным оригинальным рисункам, отдав предпочтение горным пейзажам: «Горный пейзаж с озером», «Пейзаж с изображением озера и лодки с людьми», «Горный пейзаж с водопадом. В лесу», «Поле у подножия гор. Горный пейзаж с изображением всадника, поящего лошадей».

Но не с французов и швейцарцев начиналось рождение офорта. Одним из его родоначальников стал немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер, крупнейший мастер офорта XVI века. В свое время мы, студенты Орловского художественного училища, часто разглядывая эти шедевры Дюрера на репродукциях в книге, принесенной нам преподавателем по рисунку, втайне мечтали попробовать эту технику. Кое-кто выходил с таким предложением даже на диплом. К сожалению, офортов великого мастера на выставке не представлено, ведь не просто заполучить в музейные фонды самого Дюрера!

Акватинта для Наполеона

Одно из самых известных имен в художественной среде того времени – имя француза Ораса Верне Жан-Пьер-Мари Жозе. На выставке есть его жанровая композиция, выполненная с живописного оригинала «Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде Гвардии перед Дворцом Тюильри в Париже». Картина выполнена в технике акватинты, которая позволяет добиваться эффекта мягких полутонов, сходных с акварельным рисунком.

Орас Верне родился в Париже во время французской революции. Его жизнь была такой же насыщенной событиями, как и на картинах. Он сделал блестящую карьеру художника и дипломата, входя в политическую элиту страны при Бонапарте. Был директором Французской академии в Риме, побывал вместе с французской армией в Алжире и приезжал с дипломатическими поручениями в Россию, где написал несколько картин по заказам двора. Одними из его самых важных заказчиков и поклонников были король Луи-Филипп и Наполеон III. Больше всего художник получил известность как автор патетических батальных полотен. Часть их хранится в Версале.

…Несмотря на представление выставки «под вывеской» раритетной графики, она не собиралась как специальная коллекция. Основная часть произведений поступила в фонды музея искусств из Орловского краеведческого музея в 1957–1958 гг. В основном, это работы из частных собраний, находившихся на территории Орловской губернии и национализированных после революции 1917 года. Несколько гравюр было передано из Государственного Эрмитажа. Часть экспонатов подарила одна из потомков нашего знаменитого земляка Антона Николаевича Николаева, которого считают одним из основателей Орловского музея изобразительных искусств.

Выставка работает до 12 апреля.

Елена МАР

https://maprossiya.ru - Современные технологии обеспечения безопасности и защиты данных пользователей делают 1Win надежным.choice для тех, кто ищет гарантии финансовой безопасности и защищенности личной информации.