
Ни за что не догадаетесь, из чего создана красивая рыбина, готовая прямо выплыть из холста! Орловская художница Мария ВАСИЛЬЕВА рисует и «фарширует» её просто: фактурная бумага, ткань, немного металлических пуговиц, фольги…
Создавать дизайнерских рыб – ниша элитарного искусства, на которую претендует автор из Орла.
Главные герои из воображаемого мира
Несмотря на элитарность, предыстория дизайнерской «рыбной эпопеи» тоже простая. Рыбы появились на холстах, потому что им было суждено там появиться благодаря воображению автора. Оно проснулось у Маши ещё в годы учёбы в институте, когда студентка худграфа, обводя как-то в тетрадке ручкой кусочки бумажек, обнаружила, что получаются забавные и одновременно эффектные вещи. Подумалось: почему бы не поэкспериментировать на больших поверхностях, к примеру, на холсте?
– И всё-таки, как именно рыбы стали главными героями твоих картин?
– Я с детства люблю моря и океаны, всё, что касается подводного мира, страшное, ужасное и прекрасное. Все эти тайны и глубины, берега, скалы, прибой завораживают. Люблю смотреть фильмы о морских путешествиях Жака Кусто. Поэтому и возникли на холстах как представители подвод ного мира рыбы.
Первые картины Маша показала преподавателю из художественного училища Василию Кареву и художнице Ольге Сорокиной. Одобрили. Но на выставку решилась не сразу. Лишь спустя время поучаствовала в выставке маститых авторов в Орловском областном выставочном центре.
– Выставочная динамика тебя захватила?
– Она вписывается в мою жизнь. Надо, чтобы люди работы видели. В «Арбате» выставляюсь периодически. Не только дизайнерских рыб делаю, но и классической живописью занимаюсь: пейзажи, натюрморты. Живу насыщенной творческой жизнью.
Мария Васильева – член Союза художников России с 2008 года. Участвует в различных выставках, в том числе всероссийских. Была выставка в Воронеже к юбилею Крамского, в Белгороде – «Прохоровское поле», на которую представила натюрморт с иконами «Небесное воинство». В этом году в городской администрации экспонировалась целая серия её дизайнерских работ.
Пусть плывут среди нас… под готический рок
В мастерской художника всегда чувствуешь ту ауру, которой он «дышит». Несмотря на различные пейзажи и натюрморты, остаётся в памяти увлечение дизайнерскими картинами. Сегодня они – визитная карточка Маши Васильевой. Кстати, именно работы такого жанра наиболее легко вписываются в современные интерьеры. Совсем не утверждаю, что классические масляные картины утратили свою красоту и величие, просто весь мир меняется, течёт и трансформируется. Искусство тоже не стоит на месте, так же, как и дизайн помещений.
– Твои картины востребованы?
– Первая из работ под каким-то латинским названием была сделана из серебристой фольги на красном фоне, в чешую «вплетены» детали в виде металлических заклёпок. Мне самой работа нравилась, но пришлось продать. В Крыму работы продавала, в Орле, в других городах. Пусть живут мои рыбы среди людей и радуют их так же, как и меня.
– Маша, как ты творишь?
– Я бы даже отметила, что порой не творю, а вытворяю, потому что в работе над коллажами использую разные вещи и вещицы, фактуры, техники. Вот шла на днях по улице и увидела на дороге старую кассету, подобрала. Уже вижу, какая рыбина с её помощью выйдет. Очень хорош для передачи фактуры рубероид. Сверху лаком покрываю, потом дорабатываю акриловыми красками. Часто работаю под музыку. Вдохновляют индийская и этническая музыка, готический рок… Цветовых пристрастий как таковых не имею, нравится всё красивое, то, что захватывает гармонией или приводит к ощущениям эффекта живоп иси, отдельных пластических деталей.
С Алисой в трэшевых аккордах
Кто будет спорить, что художники – необычные люди, у каждого свой дар видеть, слышать, чувствовать? Глядя на Машины работы, не покидает ощущение таинственности, будто вытащили на поверхность из глубины веков эти образы и даже эти краски...
– Может быть, это мои сны… Часто по их мотивам я пишу картины, – говорит художница, будто угадывая мои мысли. – Например, работа, посвящённая наскальной живописи с различными фигурками животных, выполнена по мотивам снов. Однажды мне приснился в старом бабушкином доме чулан, который всегда почему-то от нас, детей, был закрыт. Я посмотрела в щёлку и увидела там огромного красного бизона, коз, антилоп… Дверь была какая-то страшная: из неё торчали шерсть, проволока.
– Как из книжки «Алиса в стране чудес». Помнишь, как она однажды заглянула в шкаф – и приключения начались? Тебе нравится нечто, захватывающее воображение, трэшевое в искусстве?
– Если таковой можно назвать урбанистику, то, пожалуй, – да. Есть мечта писать старые индустриальные пейзажи, вообще поработать по теме урбанистического пейзажа. Один опыт уже имеется: это картина «Хлебоприёмное предприятие (элеватор) в Липецкой области». Буду продолжать.
– Думаю, что у тебя непременно должна быть какая-то своя тайна в плане творческих проектов, мечты. Можешь поделиться?
– На одной улице в нашем городе есть водонапорная башня. Она там стоит давно, старая, ржавая и, надеюсь, никому не нужная. Вот я бы хотела превратить её в выставочный зал. Не знаю, получится сделать такой небольшой центр искусства? Первой в экспозиции стала бы серия урбанистических пейзажей. А может быть, новые коллажи с фантастическими рыбами…
Елена МАР