Федотов Константин Иванович
Эта правдивая история – визитная карточка орловской «театральной» зимы
В театре «Свободное пространство» прошла премьера комедийного триллера «Королева красоты» по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха в режиссуре Линаса Мариуса Зайкаускаса. Исполнители – актеры Орловского академического театра им. Тургенева.
День удался!
Родившийся в 1970 году в Лондоне и там же выросший, начиная с 1997 года ирландец Макдонах метеором ворвался на мировую сцену, творя сенсацию за сенсацией. Им были подряд поставлены на Бродвее и удостоены высшей американской театральной награды – премии Тони, – его «Королева красоты из Линэна» и «Сиротливый Запад»; а драматические тексты составили две трилогии с ирландским колоритом. Правда, одна из пьес, «Человек подушка», – вне конкретного места.
Российский театр в течение последних лет активно разрабатывает ирландскую делянку. Родоначальником пьесы в России стал пермский режиссер Сергей Федотов. Она прозвучала как «Линэнская трилогия» в театре «У моста». Пермская трилогия показала Макдонаха не совсем таким, каков он на самом деле, зато таким, каким он может быть в русском психологическом театре. Потребность понять и оправдать человека для него характерна, как и потребность в гуманистических идеалах. В репертуаре этого театра сейчас три пьесы драматурга, составляющие Линэнскую трилогию: «Королева красоты из Линэна», «Череп из Коннемары» и «Сиротливый Запад». Недавно все три спектакля были сыграны на малой сцене театра Ленсовета. Ее ставили и в «Сатириконе» им. А. Райкина.
Обратная сторона палитры
Критики «окрестили» Макдонаха «Тарантино от театра». Но у Тарантино все проносится, как страшный сон. У Макдонаха – это беспощадная явь, описанная с любовью к человеку и болью за него. Для Тарантино человеческие жизни – ничто, в угоду киношной эстетике он может убрать любую. Для Макдонаха жизнь – ценность, хотя он раскрывает ее перед зрителем без прикрас, вытаскивая на свет все темные потайные стороны.
Если идешь на спектакль по пьесе Махдонаха, знаешь, что героями пьес будут гангстеры, головорезы, алкоголики и маргиналы. Сложилось мнение, что его миры – смесь Достоевского, Кафки и черного юмора. Действительно, как и у Тарантино, в творческой палитре автора преобладают черные цвета: он обращается к темам психоэзисталии, смерти, насилия, тяжелых судеб. Тем не менее МакДонах делает свои истории максимально узнаваемыми и вылепленными с большой правдивостью: все как в жизни.
Он – не только драматург, но и виртуозный художник. Если прочесть пьесу, сразу можно представить его героев в красках. Красками характеров наполнена и орловская постановка режиссера Линаса Мариуса Зайкаускаса. Кроме того, с художественной точки зрения необычна сценография. Кухня, место действия всех сцен в спектакле, решена по принципу минимализма, то есть предметы быта частично нарисованы на стене. А в перерывах между сценками на мониторе возникают потешные сюжеты в тандеме с веселой ирландской музыкой – такой своеобразный поп арт – и все это несмотря на разыгравшуюся драму человеческих взаимоотношений. Зрителя как бы предупреждают: жизнь – одна, и что бы там ни было, воспринимай ее легко, как очередной фарс.
На одной кухне
События происходят в ирландской деревне, где смертельно воюют за свое счастье живущие под одной крышей старая мать и одинокая дочь бальзаковского возраста. Темперамент у обеих героинь зашкаливает все мыслимые пределы, поэтому разборки выглядят то фарсом, то настоящим «кухонным боевиком». В ход идут любые средства – от банальных скандалов до демонстрации бумаг из психобольницы и обливания кипящим маслом.
В орловской «Королеве красоты» в режиссуре прибалтийского режиссера фурия Мэг Фолан, мать тиран, превращается в игривую старушку, исполненную дерзкого обаяния. Таково искусство перевоплощения актрисы Татьяны Симоненко. За хитростью Мэг скрывается детская наивность и стариковская беззащитность: что старый, что малый. Да, она ужасна: выливает свой ночной горшок в кухонную раковину, подглядывает, подслушивает и даже имеет грех подышать иной раз бензином для пущих ощущений. Однако все это мелочи по сравнению с тем, что Мэг однажды подло сжигает в печи письмо дочери Морин Фолан (В. Иванова, Н. Галченко) от возлюбленного Пато, лишая ее единственной в жизни возможности быть счастливой. И поэтому комедийный триллер превращается в драму.
В замкнутом пространстве мать дочь Пато Дули (В. Межевикин, С Аксиненко) – человек извне. Образ ирландского рабочего, созданный актером Виктором Межевикиным, – мечта любой женщины о настоящем мужчине: горячо любит, зарабатывает деньги и даже умеет готовить. Это не просто последняя надежда Морин вырваться из домашнего плена. Это любовь, заглянувшая к ней из далекой юности, когда Пато называл ее «королевой красоты». Поэтому так отчаянно сражается она за свои чувства. Но проигрывает так же, как и мать.
В финале спектакля Морин, потерявшая надежду на встречу с Пато, медленно опускается в черное кресло матери, которой больше нет. Здесь все началось – здесь и заканчивается. А может, виною всему не зыбкость бытия, а фатальность судьбы?
Елена МАР
Фото из журнала «Пять звезд»