– Да, в формировании интереса ученика к предмету очень много зависит от личности учителя, – соглашается преподавательорганизатор ОБЖ и ГО гимназии № 19 Николай Александрович Степанов. – Не исключение и курс ОБЖ.
Когда 20 лет назад в российских школах ввели этот предмет, в классы пришли сотни вышедших в отставку и запас офицеров, но далеко не каждый сумел сменить привычный для армии приказной тон и казарменные правила на принятые в школе отношения. Вот и предшественника Степанова, тоже офицера, хватило только на несколько месяцев – не нашел общего языка с подростками.
Сегодня в гимназии №19 ОБЖ преподают три учителя. С военной биографией только один – подполковник в отставке Николай Степанов, у которого уже 20 лет педагогического стажа. Его военное прошлое вызывает уважение коллег и гордость школьников. Суворовское училище и Ленинградское высшее артиллерийское, служба в Заполярье и на Украине, двухлетняя «командировка» в Афганистан командиром батареи, орден Красной Звезды и направление в Западную группу войск, где стал свидетелем падения Берлинской стены. Отказ присягать украинскому президенту и возвращение на родину. Много повидал, узнал, пережил, умеет об этом образно и доходчиво рассказать ученикам.
Мама одной из бывших учениц вспоминает, что к Степанову нередко обращались за советом женщины, которые без мужей растили сыновей, что старшеклассники могли говорить с ним на разные темы, поверяли учителю даже свои первые тайны. Вот и на 10летие окончания школы они среди немногих любимых учителей пригласили Степанова.
– Около половины всех преподавателей ОБЖ в орловских школах, – бывшие военные, и Николай Александрович среди них один из лучших, – говорит руководитель городского методобъединения преподавателей ОБЖ Юрий Суковатых, организатор ОБЖ и ГО школы № 27. – Остальные – совместители, учителя физкультуры, истории, географии, биологии, даже изо. В их числе немало женщин, которые отлично справляются с программой в средних и старших классах. Разумеется, все совместители прошли курсы в институте усовершенствования учителей (ИУУ).
В гимназии № 19 помимо офицераучителя уроки ОБЖ ведут социальный педагог Александра Александровна Королева и географ Евгений Леонидович Дроняев, успевший до ОГУ окончить и медицинское училище. Степанов высоко отзывается о молодых коллегах, которые много занимаются самообразованием, учатся у старших товарищей на районных и городских методических совещаниях.
Сам Николай Александрович, как и 45 его коллегофицеров, кроме уроков ОБЖ в 10 – 11 классах, отвечает за состояние гражданской обороны в школе, ведет дела допризывников, занимается организацией конкурсов и соревнований по ОБЖ, подготовкой вахт для Поста № 1, команд для ежегодной «Зарницы».
Поправкак учебнику
Рассказывает, что несколько лет назад по приглашению ИУУ в Орёл приезжал один из авторов учебника по ОБЖ и педагогам предложили высказаться по его содержанию. Итогом разговора стало «высокое» разрешение увеличить число часов по тем проблемам безопасности, которые наиболее актуальны для данного региона. Орловские преподаватели, сократив темы о природных катастрофах (цунами, землетрясения, извержения вулканов) выбрали профилактику ДТП, которой целенаправленно занимаются с первого класса.
В гимназии пошли дальше стандартных программ и помимо классных часов и многочисленных внеурочных мероприятий разработали для каждого (!) первоклассника индивидуальную схему движения «домшкола» и обратно. Благодаря ей уже в 3 – 4 классах по разрешению родителей многие дети самостоятельно проделывают этот путь. В 7 – 8 классах, когда подростки садятся на велосипед и скутер, с них строго спрашивают знание правил движения этих видов транспорта на городских улицах. Неудивительно, что Степанов не менее чем боевым орденом гордится тем, что за последние 20 лет по вине учеников гимназии не было ни одного ДТП. Этот результат – заслуга всех без исключения учителей начальной школы, классных руководителей и преподавателей ОБЖ .
«Нужный для жизни предмет»
Так вразнобой ответили мне несколько старшеклассниц, стайкой влетевших в кабинет ОБЖ поздравить любимого учителя с профессиональным праздником. Наш разговор прерывался в тот день несколько раз – поздравлениями и благодарными словами учеников. А потом Николай Александрович показал, как все в кабинете устроено, не забыв отметить, что далеко не каждая школа имеет такую хорошую материальную базу для уроков ОБЖ. Здесь нужно отдать должное директору школы Александру Ильичу Быковскому, который много сделал для того, чтобы уроки по всем важным темам сопровождались современными техническими средствами, видеотекой, наглядными пособиями, дополнительной литературой, картами, справочниками. Оснащена школа и всем необходимым для общей воинской подготовки учеников выпускных классов. Впрочем, прекрасно оснащены и другие кабинеты, в том числе повышенной опасности – физики, химии, информатики.
Пока юноши штудируют основы обороны государства и воинской службы, девушки, которым это малоинтересно, изучают основы медицинских знаний, вопросы семейного права, взаимосвязи здоровья женщины и здоровья нации. Готовить молодых к взрослой жизни по приглашению школы приходят медработники, сотрудники силовых структур. Степанов и его коллеги так строят программы, чтобы у старшеклассников возник интерес к работе спасателя, пожарного, полицейского, военного. И совсем не случайно лучшие ученики курса ОБЖ выбирают военные вузы и специальности. Степанов верит, что однажды этот предмет придет преподавать один из его выпускников.