Подрагивая рюкзачками на спинах и стуча зубами от предрассветной прохлады, они бесшумно просачиваются в центр города, стараясь не попадаться на глаза жителям и особенно полиции. Потом осторожно вытаскивают баллончики с краской (иногда украденные из магазина). Миг — и на стене понравившегося дома расплывается цветастое облако. Так выходят на уличные просторы орловские любители граффити. Под той же завесой таинственности действуют и их коллеги из Курска, Брянска, Воронежа, Белгорода...
Граффити в мире признают как вид уличного искусства — стрит-арт. У нас же эту творческую нишу именуют в народе баловством, свинством или каляками-маляками... При этом власти в недоумении: как бороться с нашествием граффитчиков, портящих городской ландшафт?
Уличная рапсодия
У одного моего знакомого детишки «накалякали» таким образом на гараже. Сначала он даже в сердцах кричал, что поймает наглецов и повырывает им руки. Потом попривык, ведь у гаража появился какой-никакой собственный бренд. К тому же красить не надо…
Отметиться где-нибудь на гараже — это «цветочки». Неудержимо тянет граффитчиков в центр города. Практически все арки на ул. Ленина, считающейся орловским «Арбатом», помечены тэгами юных, которые полагают: чем больше тэгов на стенах, тем больше славы.
В Орле любители краски в баллончиках обожают всякие слова. Их — когда мастерски, а когда и нет — пишут подростки, именуемые в «Орлеце» «писунами». Иногда фантазия «писунов» идет дальше, и на свет появляются изображения, благодаря которым авторы обретают статус «рисунов». На Ленинской в избытке водятся и те, и другие. Избежать их «талантливых» ручонок не удалось ни зданию местной КПРФ, ни гордости улицы — Александровскому мосту.
Парижская пантера против местных фэнтези
Неужели наши провинциальные граффитчики — самые пакостные? А может, дело не в них, а в том, с какой меркой подойти к проблеме? В той же Москве, к примеру, отдали ребятишкам на откуп гаражи и заборы Подмосковья на несколько километров длиной: и волки сыты, и овцы целы. Или в Орле исчерпали лимит доверия к местным художникам граффити? Например, чем плох африканец, увековеченный на заборе в районе здания типографии «Труд»? Или стилизованное граффити на стене магазинчика на углу улицы Брестской? Не так страшен райтер, как его малюют…
В Париже специально отводят для граффити здания, вагоны в метро, уличные переходы, фонарные столбы и даже контейнеры для мусора. Там проводят фестивали и конкурсы с целью выявить самых талантливых и направить их вдохновение в нужное русло.
А пока отечественные модераторы подобных мероприятий гадают, «быть или не быть», колоритная парижская пантера (см. фото), мирно бредущая под восхищенными взглядами прохожих по официально отведенной для неё стеночке в родной Франции, разительно отличается по качеству исполнения от нацарапанных впопыхах (как бы не застукала полиция!) изображений под орловскими мостами.
Страсти-мордасти по-соседски
Некоторые орловские граффитчики заявляют, что им даже нравится убегать от полиции, ведь это настоящий экстрим.
— Знаете, — признался мне один из них, — это адреналин «под завязку», когда за тобой гонится чел в форме или какой-нибудь солидный мужик в костюмчике. Бег полезен для здоровья, и это гораздо лучше, чем зеленеть от тоски в кабинетах…
В соседнем Брянске полиция решила бороться с граффитчиками нетрадиционно — привлечением на борьбу трудных подростков. В течение нескольких дней ребята, которые из-за своего поведения попадали в поле зрения полицейских, стирали рисунки и надписи во дворах. Было дело, что по местному телевидению показывали сюжет о том, как брянская молодежь развлекалась нанесением антисемитских надписей и свастик на стены, двери и окна еврейского детского садика. Тогда солидные дяди и тети, проявив терпение, мудро решили пойти на компромисс с «рисунами» и «писунами» и направили их умения в мирное русло, организовав в рамках межрегионального фестиваля «Мир глазами улиц» конкурс граффити. Однако в жюри оказались всё те же сотрудники полиции, которые предприняли попытку договориться с победителями о совместной работе по поддержанию «художественного порядка» в городе. Неудивительно, что после конкурса все вернулось на круги своя…
Перспективы — в интерактивы
В последнее время в московских кулуарах обсуждают возможность внедрения на журфаке комикс-журналистики и прочат ей будущее журналистики всея Руси. При чем тут райтеры? Дело в том, что в граффити есть стиль — character style — рисунки, похожие на карикатуры и комиксы. Чем не перспектива для прославившегося этим мастерством райтера, которому местные власти могут дать путевку в жизнь, то есть ходатайствовать о поступлении победителя в высшее учебное заведение на факультет журналистики на бюджетной основе? Та же идея актуальна и для факультетов, где есть дизайн или другие художественные отделения.
Комикс-журналистика — ниша не только для талантливых, но и для неравнодушных молодых людей. Особенно удачно она встраивается в социальную тематику. Вот, к примеру, интерактивный проект «На грани» Дэна Арчера с украинской художницей Ольгой Трусовой расположился на стендах в киевском парке возле крупнейшего университета. Там изображены реальные истории людей с Украины, рассказанные в Международной организации по миграции, куда часто обращаются за помощью жертвы торговли людьми. Многие из опрошенных киевских студентов посчитали представленный материал страшным: «…аж мурашки по коже…». Зато действенным: «…да, торговля людьми — это мерзко…».
Социальная комикс-журналистика может быть направлена на борьбу против наркотиков и проституции, нарушения прав человека, беспредела в судах и коррупции.
А вот индийский дизайнер Маниш Арора представил фантастическую граффити-коллекцию одежды. Во время её показа мастера граффити-арта расписывали стену за подиумом, по которому дефилировали модели.
Работу для райтеров нашли и в штате Аризона, открыв в американской пустыне выставку граффити на самолетах. Авторы проекта пригласили тридцать художников, чтобы раскрасить бывшие боевые самолеты.
Конечно, боевых самолетов в Орле нет... Но улицы и подиумы имеются. Главная составляющая для граффити-богемы — это вдохновение. В нашем случае оно придет при грамотном построении сценариев творческих конкурсов и фестивалей. Тогда «построятся» в нужном порядке и те, кого в Орле называют «писунами» и «рисунами». Точнее сказать, отпадет необходимость в никчемных «художествах» на стенах домов. Она уступит место профессиональному мастерству уважающих себя авторов.