В эту волшебную страну вход ни для кого не воспрещён. Но чаще предпочитают туда входить, конечно же, дети. Помните, как попала в воображаемый мир, населённый странными существами, Алиса из сказки Льюиса Кэролла? В отличие от той страны чудес, наша – не игра воображения, она – настоящая.
В детстве хотя бы раз каждый бывал в кукольном театре. Он никогда не уступит места игрушечным машинкам и роботам, интерактивным коврикам и компьютерным играм. Он – из мира детства и наполнен яркими красками наших воспоминаний. В Орловском областном театре кукол царит предпраздничная атмосфера: 23 сентября здесь вновь распахнут двери для мальчишек и девчонок.
Театральная афиша
О том, что ждёт маленьких зрителей в новом сезоне, рассказывает главный режиссёр театра заслуженный артист РФ Владимир Сергейчев:
– К открытию мы готовим новый спектакль по пьесе Евгения Сперанского «Необыкновенное состязание». Это как бы вторая серия его пьесы «Гусёнок» (в соавторстве с Ниной Гернет). Главные герои: семейная пара ежей и заяц-хвастун. Идея назидательная – «руби сук по себе». Из любимой ребятами серии «про ёжиков» – «Ёжик и ёлка» Сергея Козлова, автора мультфильма «Ёжик в тумане».
Вновь придут к зрителям и спектакли «со стажем», много лет не сходящие с театральных афиш: «Волшебная лампа Аладдина» и «По-щучьему веленью», премьера которого состоялась в октябре 1943 года.
«…Где куклы так похожи на людей»
История Орловского театра кукол началась в освобождённом от оккупации городе. Он долго не имел постоянного «места жительства» и поэтому часто переезжал. Актеры давали представления не только для детей, часто они выступали в госпиталях перед ранеными. Но городские старожилы помнят, что первый театр существовал ещё во время войны и располагался на улице Ленина (примерно там, где находится магазин «Каравай»). Когда город бомбили, снаряд попал в помещение театра.
– Это было трагическое зрелище для нас, детей, – рассказывает жительница Орла Людмила Алексеева. – Куклы валялись на улице среди битых стёкол, даже висели на проводах. Мне было тогда года четыре. Было страшно и до слёз жалко кукол. Они казались нам ранеными маленькими человечками.
Из «зазеркалья» — в закулисье
Волшебный момент в жизни театра – его закулисье. Актёры и их герои за кулисами – одно целое, один «живой» организм, работающий на одном дыхании. Как всегда, куклы в этом сезоне «оживут» в руках актёров со стажем – ветерана театра заслуженной артистки РФ Галины Самойловой, которая работает в нём с 1966 года, Владислава Вострикова и Владимира Смирнова, а также молодых – Светланы Комаровой, Раисы Овсянниковой, Галины Сидоровой. У каждого из них – разные роли в прямом смысле слова. Бывает так, что «мужская» роль, к примеру, волка достаётся не мужчине, а женщине и наоборот: принцессу играет молодой актёр. Режиссёр это называет работой «на сопротивление», которая заставляет актёров быть в тонусе, развиваться профессионально.
Перспективы и позитивы
Сегодня в кукольном театре проходят не только спектакли. В фойе открыта выставка рисунков – их ребята делают после просмотра. Руководит творческим процессом педагог-организатор Наталья Павлова. Конкурсы рисунков на асфальте, написание сценариев к праздникам – её рук дело. В театре вообще проводится много интересного. В том числе встречи с любимыми драматургами, писателями и художниками.
Ну а пока театральная труппа во главе с директором заслуженным работником культуры РФ Сергеем Самойловым ждёт в гости ребят. К открытию сезона они готовы.
Елена МАР
Фото Леонида ТУЧНИНА
Кстати:
Кукла, играющая на сцене, живет для ребёнка не условно, она – реальность, ожившая сказка.
Кукольный театр – это своего рода арт-терапия для ребёнка. Он помогает скорректировать негативные эмоциональные состояния. А ещё кукольный театр – эффективное и корректное средство сближения людей.
ИЗ ИСТОРИИ
Искусство оживления кукол – древнее. Один из самых первых популярных европейских кукольных героев – Пульчинелла. Родившись в Италии, он пересёк границы и прочно обосновался во Франции. Затем перебрался через Ла-Манш, покорив британцев, переплыл за океан в Америку. Добрался он и до России.
К концу XIX века русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках – «марионеток» и театра перчаточных кукол – «петрушек».
В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождений Петрушки – она была невелика: всё представление длилось 20-30 минут.
«Божественная комедия»
Рассказывает бывший художник Орловского театра кукол Людмила Попова (Алексеева).
– В 1963 году к нам в Орёл приехал режиссёр Александр Алексеев. Решил он поставить «Божественную комедию». Но задействованы в спектакле были, в основном, люди, а не куклы. На роль Создателя режиссёр пригласил заслуженного артиста РСФСР Сергея Попова из драмтеатра. Роли Ангелов играли актёры нашего театра кукол. Им сделали цветные парики и крылья из поролона, что видны были только их головы и руки, т. к. сами актёры были в чёрных одеждах.
Алексеев был мастером спецэффектов. Всё действо игралось на фоне чёрного бархата. «По небу» проплывали белые облака, зажигались звёзды, для чего в бархате специально вырезали дыры. На деревьях «распускались» листья, «земля» вращалась, а по ней «шли» поролоновые куклы – Адам и Ева. Их изготавливали по подобию тех, что делали в театре Сергея Образцова.
Работать было интересно. Меня даже посылали на курсы в Москву от нашего управления культуры в театр Образцова. Сергей Владимирович специально оставлял мне место, чтобы я, просматривая спектакли, видела кукол в работе. Там же научили делать кукол с применением поролона…
К слову, спектакль «Божественная комедия» предназначался для взрослой публики, и билеты распродавались задолго до премьеры.
Кстати:
В «Простых вещичках» первокурсники из Варшавской театральной академии одушевляют картофелину и овощерезку, пилу и скатерть.
Главный художник Орловского областного театра кукол Любовь Жмакина:
— Сейчас есть перемены в различных технологиях применительно к нашему делу. Раньше, например, для выклеивания папье-маше применялся «столярный» клей, теперь — ПВА. Грунтовка раньше варилась, теперь используются ПВА-белила. Меняется и внешний облик кукол, больше стилизации появилось. Вот только нет перемен в обустройстве театра. Большая проблема – отсутствие театральной ямы. Поэтому мы не можем сделать спектакль многоплановым и организовывать пространство под лучшим углом зрения для зрителя. Но мы живём надеждой на лучшее, ведь мы – кукольники. Верим, что и кукольные фестивали у нас будут когда-нибудь самые лучшие, не хуже, чем во Франции…