В Орле это делают по-столичному
Кстати:
Готовясь к этой встрече, заглянула в афоризмы, касающиеся смерти, и поразилась тому, как много известных людей «всех времён и народов» оставили свои размышления на эту тему. От древнеримского философа Сенеки, утверждавшего, что «смерть предстоит всему: она — закон, а не кара», до есенинского «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».
Есть что сказать по этому поводу и Владимиру Осину, директору МУП ритуально-обрядовых услуг Орла, почётному работнику жилищно-коммунального хозяйства РФ, члену ассоциации юристов России. Проблемами коммунального хозяйства он занимается уже четверть века, последние шесть лет — в сфере ритуальных услуг, с 2009 года — в должности руководителя предприятия. Знает об этом скорбном бизнесе всё и много сделал для того, чтобы в горький час максимально облегчить хлопоты семьи усопшего, чтобы спектр ритуальных услуг в Орле был не беднее, чем в Москве или Санкт-Петербурге. И добился этого.
Ненавязчиво, но безупречно
— Для нас самое главное — обеспечить достойные похороны усопшего, избавить обратившегося к нам человека от решения множества проблем, неизбежных при прощании и погребении близких, — говорит Владимир Николаевич. — При этом с максимальной деликатностью, чётко и оперативно выполнить все пожелания заказчика. Не навязывая свои услуги, мы стараемся выполнять их безупречно, неся персональную ответственность за качество обслуживания. У наших сотрудников нет права на плохое настроение, тем более на грубость или хамство, нет права на ошибку. Горе людей, обратившихся к нам, не идёт ни в какое сравнение с нашими житейскими проблемами.
О том, что своё дело здесь делают на совесть, свидетельствуют высокие награды всероссийских конкурсов на лучшее предприятие в сфере ЖКХ. Начиная с 2006 года коллектив ежегодно становился лауреатом или победителем профессионального конкурса в номинации «Предприятие похоронного дела территориальных центров», а по итогам прошлого года удостоен диплома высшей степени Минрегионразвития. Годом раньше В. Н. Осин стал победителем в номинации «Лучший руководитель предприятия ЖКХ, был удостоен диплома «Золотой капитал России» и медали «За заслуги в развитии ЖКХ России»...
Держать высокую планку этого скорбного сервиса в Орле непросто, конкуренция на рынке похоронных услуг жёсткая. С 2002 года, когда был принят закон об отмене лицензирования на предоставление населению ритуальных услуг, удерживать занятые позиции стало ещё труднее. В бизнес, не требующий лицензии, а потому мало интересующий контролирующие инстанции, за быстрым обогащением устремились десятки предприимчивых людей, наплодивших немалое число частных ритуальных фирм. Орёл не стал исключением.
А у порога — чёрные агенты
По словам В. Н. Осина, сегодня с муниципальным предприятием конкурируют десятки фирм и бюро. Не всегда честно, зачастую навязчиво, не считаясь с чувствами людей, не учитывая этических тонкостей этого крайне деликатного бизнеса. В городе имеют место факты утечки информации об умерших. Бывает, семья ещё не оповещена о факте смерти, а чёрный агент уже у порога. Наобещает полуживым от горя родственникам набор услуг по высшему разряду, а в итоге, случается, даже могила к нужному времени не бывает выкопана. Но и тут не растеряется: воспользуется той, что «про запас» подготовлена бригадой муниципального предприятия. Да ещё на кладбище выпросит дополнительную плату «за срочность и высокое качество». Уже неоднократно возникали похожие инциденты, и каждый случай выводил на недобросовестных конкурентов.
— У нас нет чёрных агентов, даже не предусмотрена строка расхода на платную информацию, стоимость которой в Москве уже поднялась до 8 тысяч. На корню пресекаются и попытки вымогания дополнительной платы с заказчика, — заверяет Владимир Николаевич. — У сотрудников предприятия неплохие зарплаты с полным социальным пакетом, с возможностью повышать квалификацию, осваивать смежные специальности, которых на предприятии более десятка. Люди дорожат своим местом, поэтому и жалоб на них нет, зато благодарностей много – и от заказчиков, которые в горький час доверились именно нам, и от городских учреждений и организаций – за благотворительную помощь.
Адрес орловский, сервис — столичный
Если учесть, что ежемесячно в Орле умирают до 400 человек, а основными видами ритуальных услуг МУП РОУ г. Орла пользуются 60—65% их семей, то доверие, несмотря на жёсткую конкуренцию, действительно высокое. Горожане оценили и качество традиционных услуг, которые выполняются предприятием без малого 70 лет (юбилей будут отмечать в 2013 году), и удобство новых, появившихся в последние годы. Это зал прощания на Наугорском шоссе, ритуальный лифт-сингуматор, современная многоместная холодильная камера, услуги церемониймейстера, перевозка усопшего в любой регион России, выезд на дом агента и специалиста по санитарно-гигиенической подготовке усопшего, бальзамированию, приглашение священнослужителя, заказ зала для поминальной тризны…
Здесь принимают заявку и на кремацию – везут усопшего в Балашиху. Директор МУП РОУ г. Орла считает, что если крематорий и стоит сооружать, то только в складчину с соседями по региону, один — на несколько областей. Необходимо предварительно психологически готовить людей, потому как к этому виду погребения население российской провинции в основном ещё не готово.
А вот с чем действительно следовало бы поторопиться, так это с принятием на уровне субъекта федерации закона об организации семейных (родовых) захоронений и соответственно предоставлении на открытых кладбищах подготовленных участков. Необходимо в ближайшее время выполнить работы по инвентаризации захоронений на всех муниципальных кладбищах, создать электронную базу данных. Решение только этих двух проблем могло бы по имеющимся расчетным данным приносить городскому бюджету ежегодно 5—6 млн рублей, столь необходимых для уборки и содержания территорий муниципальных кладбищ, их благоустройства.
Избу крой, песни пой, а домовину ладь!
Несколько лет назад предприятие предложило горожанам новый вид сервиса – прижизненный договор на оказание ритуальных услуг с отсрочкой исполнения обязательств. Это своеобразный прообраз будущих семейных (родовых) участков. Согласно договору, оплаченному авансом или даже в рассрочку, по первому же звонку семья усопшего в горький час получит весь набор оговоренных услуг по зафиксированным на момент подписания документа расценкам. Ни рублём больше — это условие гарантируют статус старейшего муниципального предприятия Орла и его высокий рейтинг на российском рынке ритуальных услуг. И хотя таких договоров пока немного, но те горожане, которые одними из первых заключили такой договор, сэкономили в скорбный час до 30% от суммы сегодняшних расценок. Осин считает, что услуга со временем будет широко востребована. И не только потому, что она по силам даже очень скромному семейному бюджету. Прижизненная забота о достойных проводах в последний путь по значимости не уступает подготовке к встрече ещё не родившегося младенца – это два полюса одной жизни. Не нами сказано: «Избу крой, песни пой, а домовину ладь». Мудрыми были наши предки, много замечательных мыслей и традиций оставили последующим поколениям на этот счёт.
Одна из них — традиция родовых захоронений. Они всегда были в дореволюционной России, поныне сохранились на всех сельских погостах, в последние годы возрождаются в крупных и мелких российских городах. Владимир Николаевич считает, что такие захоронения удобны семье и выгодны городской казне. Эксперты подсчитали, что подготовленный участок в 16 квадратных метров (на 4 места) обойдётся заказчику в 25 тысяч рублей. А потом несколько поколений будут ухаживать за одним местом, избежав необходимости разрываться, как сейчас, на уход за несколькими «отеческими гробами» в разных концах города. Нет сомнения: нравственный аспект этого проекта по своей значимости для города и горожан не уступает его экономическому эффекту. А возможно, даже превосходит его, ведь речь идёт о возрождении традиции, которая будет жить в веках...
Анна Радова