Экологические проекты орловского лицея № 18 в этом году удостоены одной международной и трёх национальных наград.
Не навреди природе!
Проектов два – «Зёрна добра» и «Родина. Честь. Природа». Инновационность их заключается в том, что автор – заслуженный учитель РФ, кандидат биологических наук Александр Александрович Павлов предложил эффективную трёхступенчатую систему непрерывного экологического образования и воспитания на уроках, во внеклассной и внешкольной работе, которая к выпускному классу формирует «стойкое экологическое сознание и культуру».
Если популярно, то начиная с младших классов, где только в минувшем году работали 15 экологических кружков с членами школьного экообъединения в качестве руководителей, дети активно «погружаются в природу». Школьники изу чают жизнь и повадки птиц и насекомых, млекопитающих и рыб, знакомятся с флорой края, учатся оберегать её. Информация, полученная на заседаниях кружков, подкрепляется на «натуре» – в известном на всю Россию уникальном биологическом комплексе, на экологической тропе, в учебных экосистемах леса и водоёма. Поэтапная экологическая работа формирует и развивает в детях знания, даёт конкретный опыт. Павлов знает: воспитанники лицея № 18 не только сами не навредят природе, но и не позволят делать это другим.
По труду и награды
За 15 лет члены экообъе динения «Орёл» высадили на территории Орла и в его окрестностях более 100 000 деревьев и кустарников. Сделали и развесили около 6000 скворечников и более 15 000 зимних птичьих кормушек, затушили во время патрулирования около 1500 оставленных костров, провели для младших классов 10 500 занятий кружков и 6000 экскурсий, в том числе и для ровесников из других школ Орла и области. Дети выявили, паспортизировали и очистили 23 родника, приняли участие в десятках экологических акций, в том числе связанных с весенней охраной берёз от браконьерских порезов при сборе сока и предновогодней вырубкой елей.
В копилке наград школьного экообъединения – четыре диплома ВВЦ и 22 медали, в том числе золотая. Юные экологи 14 раз объявлялись победителями и 26 раз призёрами различных всероссийских и международных конкурсов. Ими завоёвано 17 медалей, 24 кубка, 107 дипломов и грамот, подписанных президентом Российского географического общества Сергеем Шойгу, полярным исследователем Героем России Артуром Чилингаровым, академиками РАН и т. д.
Юные экологи лицея в разные годы были удостоены пяти грантов Президента РФ, а также более десяти грантов губернатора и городской администрации. В 1999 – 2004 годах предложенная Павловым система прошла успешную апробацию как Федеральная экспериментальная площадка. Про это неоднократно писали орловские и федеральные СМИ.
В 2006 и 2012 годах Александр Павлов был назван в числе лучших учителей Российской Федерации, стал первым победителем конкурса «Лицо города 2007» в номинации «Призвание». Впечатляет и список общественных наград Павлова, полученных за личный вклад в охрану природы и многолетнее экологическое образование и воспитание молодёжи. Среди них золотой крест «Национальное достояние», медаль «За развитие экологического образования в РФ», звание лауреата ВВЦ, премия им. Хитрово, медаль Януша Корчака за победу во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации», медаль Вернадского в июне 2013 года...
Делать жизнь с кого
Свой первый урок он дал, будучи учеником девятого класса той же школы, где вот уже почти 30 лет преподаёт сам. Это было высшее доверие учителя биологии Владимира Сергеевича Пронина к своим лучшим ученикам. К тому времени Саша Павлов, призёр олимпиад по биологии, проводимых МГУ, руководил несколькими кружками в младших классах, а ровесники избрали его старшим лесничим лучшего в Орле школьного лесничества.
– Владимир Сергеевич был учителем от Бога, считал себя навечно вызванным к доске. Не раз его соблазняли разными повышениями, но он не представлял себя вне школы, – вспоминает Павлов. – Мой интерес к педагогике и экологии – от него. Он был для меня человеком, «делать жизнь» с которого я считал за честь. Сожалею, что не пришлось поработать рядом: Владимир Сергеевич скоропостижно скончался. В том же 1987 году школа учредила переходящий кубок его имени, который на весь год вручается лучшему классу. Это большая честь для ребят…
Не предавай мечты
После биологического факультета Орловского пединститута, где студент Павлов был командиром межвузовской дружины по охране природы, он по направлению уехал вместе с женой, учителем словесности, в посёлок Яя Кемеровской области. Уже через год организованное им школьное лесничество стало лучшим в области. На его занятиях было так интересно, что в кружок записывались даже трудные подростки. Павлов заложил с детьми кедровый питомник, водил их в экологические экспедиции, учил понимать лес и его обитателей, подготовил нескольких кружковцев для участия в биологических олимпиадах, даже свозил в Москву областную команду юннатов. Ему стали предлагать повышение – должности в роно или в райкоме партии, но предать дело своего наставника он не мог. И хотя в Сибири они быстро стали своими, по семейным обстоятельствам молодая семья вернулась в Орёл, и школа № 18 с радостью приняла своего бывшего выпускника.
«Завтра всходы поднимет заря...»
Творческая атмосфера, создание условий для полного раскрытия потенциала учителя и ученика – давняя традиция лицея, кредо его директора Татьяны Мартыновой. Благодаря этому, немало выпускников школы выбрали профессию учителя и преподают в родных стенах.
Есть свой «учительский» класс и у Павлова. Это более 30 бывших кружковцев разных лет. Большинство преподают в школах и вузах, но есть лесничие, врачи, научные сотрудники разных НИИ, в том числе 2 доктора и 15 кандидатов наук. Учатся его воспитанники и сегодня. Он с гордостью говорит о научных изысканиях аспирантки ОГУ Татьяны Гавриковой, радуется первым успехам Маши Кузьменко, победителю многих школьных олимпиад, первой из его кружковцев поступившей на отделение международной экологии в престижный МГИМО.
Успеху каждого своего ученика Павлов радуется как собственному. Зная это, на ежегодных встречах бывшие выпускники, рассказывая о профессиональных достижениях, не устают повторять, что первый интерес к предмету и учительскому труду связан с его именем. Такие признания – самая большая награда учителю, живущему по принципу «Если зёрна добра мы посеем,/завтра всходы поднимет заря»...