Всем известен благотворительный фонд актрисы Чулпан Хаматовой «Подари жизнь». Бескорыстие, энтузиазм его организаторов позволяют творить чудеса – спасать жизни больных раком детей. Именно с этой организацией можно сравнить Орловский клуб волонтеров.
Без громких слов, рекламы, административного ресурса его участники вот уже семь лет помогают орловцам, оказавшимся в тяжелейших ситуациях. Многие горожане участвовали в добрых делах клуба: перечисляли деньги на счета нуждающихся, участвовали в сборе подарков для детдомовцев, но, как это ни парадоксально, мало что знают о клубе. Среди моря голосов, вопиющих о помощи, порой трудно разобраться, кому же действительно срочно нужно протянуть руку помощи, а для кого милосердие лишь приманка для простаков. Об этом и многом другом разговор с руководителем Орловского клуба волонтеров Татьяной Ступиной. Хотя назвать ее главой организации можно условно, она одна из тех, кто способен ощущать чужую боль, как собственную.
– Татьяна, с чего начинался Клуб волонтеров?
– Когда у меня возникла потребность вступить на этот путь, обратилась к Интернету и стала искать, кто же у нас этим занимается. Выяснилось, что никто. Тогда предложила своим друзьям, родственникам попробовать что-то сделать для ребят из детских домов. С большими трудностями впервые нам удалось собрать подарки к Новому году для детей из Глазуновского детского дома и Дмитровского интерната. Сделали свой сайт и открыли «ВКонтакте» группу «Орловский клуб волонтеров». На приглашение присоединяться к движению откликнулись десятки людей, большинство из них до сих пор составляют актив.
Сказать точно, сколько сейчас волонтеров, невозможно, есть среди них люди, которые помогали нам только единожды или время от времени, а потом исчезали. В любом случае, на каждый наш призыв о помощи отзывается много добровольцев.
– Как вы для себя определили, чем будете заниматься? Кому необходимо помогать в первую очередь?
– Идет постоянная работа над ошибками. Мы пришли к выводу, что, привозя в детдома подарки, как и многие другие спонсоры, невольно способствуем воспитанию из детдомовцев иждивенцев. По сути, мы откупаемся от этих детей, как бы говоря: «Я не могу взять тебя в семью, но вот тебе дорогой подарок». Если по каким-то причинам не можешь принять малыша в семью, гораздо честнее провести с ним время, чему-то научить. Так у нас появился проект адаптации сирот из школ-интернатов. А почему мы выбрали помощь именно детям? Да потому, что они самые беззащитные. Хотя помогаем и взрослым, и старикам.
– В вашей группе на сайте «ВКонтакте» есть проект «Виктория». В нем вы собираете деньги на оплату дорогостоящих операций, курсов реабилитации. Откуда столько больных детей, и неужели на всех не хватает государственной медицины?
– Сейчас и в России много квалифицированных врачей, которые могут проводить сложнейшие операции. Но при этом все реабилитационные центры платные. А если у ребенка, скажем, ДЦП, то поставить его на ноги смогут только постоянные курсы реабилитации. И как родителям справиться с этим? Поэтому, в основном, к нам обращаются за помощью мамы больных ДЦП. Хотя помогаем мы и онкобольным ребятишкам, и взрослым. Этот проект назван в честь нашего волонтера Виктории, которая боролась с раком. Мы помогли собрать ей необходимую сумму для лечения в Италии. Оно продлило Вике жизнь на год. Когда она почувствовала себя хорошо, стала нашим волонтером. Но через год случился рецидив, и она сгорела за два месяца. Было невероятно больно закрывать группу, в которой мы собирали деньги на лечение Вики. С другой стороны, к нам постоянно обращались с просьбой о помощи. Тогда мы сделали из группы проект. Сейчас в «Виктории» собираем средства на реабилитацию маленькой Киры, больной ДЦП. Осталось совсем немного, чтобы полностью оплатить лечение девочки из многодетной семьи. За время существования «Виктории» собрано более 20 млн рублей. Эти деньги спасли или продлили жизнь десяткам людей.
А больные дети были всегда, просто раньше их реже можно было увидеть на улицах, не говоря уж о телеэкранах. Часто они проводят свою жизнь, не покидая стен родного дома. Мы называем их «невидимые» дети.
– Что могли бы сделать все мы для таких семей, где вдалеке от детских площадок лежат в кроватках «невидимые» дети?
– Речь идет о так называемых паллиативных детях с различными формами заболеваний, приводящих к тяжелой инвалидизации и преждевременной смерти. Зная, что, предположим, у соседки такой малыш, можно просто немного посидеть с ним, пока мама сбегает в магазин. Если у вас есть финансовые возможности, что-то купить для этой семьи. Не оставайтесь безучастными к судьбе ваших знакомых.
– Насколько тщательно вы проверяете документы тех, кто обращается к вам за денежной помощью на лечение?
– Просматриваем подлинники всех документов, проверяем, есть ли рекомендации врачей на операцию или реабилитацию. Обязательно должен быть выставлен счет из клиники. Если приходят и говорят: «Нам нужна реабилитация в Германии», то мы консультируемся с орловскими и московскими врачами, можно ли ее пройти в России. Смот рим, реально ли получить квоту на это лечение. Иногда и отказываем, но делаем это всегда обоснованно.
Сейчас возникла тенденция: как только кто-то из близких серьезно заболевает, родственники и друзья тут же начинают сбор средств. Да, без денег сейчас никуда, но надо точно знать, на что они пойдут: на оплату ли проезда до столичного медицинского центра или на реабилитацию, или на что-то еще. Через пару месяцев больному выделяется квота на бесплатную операцию, а где деньги, не понятно. Самая большая ошибка групп, которые также собирают средства, – это то, что они не предоставляют полной отчетности. Люди, перечислившие даже рубль, должны знать, куда он пошел. Поэтому мы заключаем устное соглашение с теми родителями, которых берем «на сбор». И они пересылают нам скриншоты с банковской карты, со счета мобильной связи. Потом предоставляют оплаченный счет за реабилитацию или операцию. Все деньги переводятся только на счета родителей. Волонтеры работают абсолютно бесплатно.
– Когда тяжело болеют дети, важно не только оказать материальную помощь, но и как-то поддержать маму, чье сердце практически разбито. Что вы говорите матерям?
– Конечно, каждая ситуация индивидуальна. Но всегда говорю маме, что она не одна. Понимание, что ты не один, очень ценно. Потом обдумываем все шаги помощи ребенку, которые мы можем сделать по мере поступления проблем. И, конечно, я говорю о том, что ты всегда будешь любить этого малыша, потому что ты его мама и он для тебя, несмотря ни на что, самый лучший.
– Татьяна, на днях у тебя был день рождения. Прими поздравления от нашей редакции и от орловцев, которым помог Клуб волонтеров. Желаем сил и здоровья на много добрых дел!
Реквизиты мамы маленькой Киры:
• Билайн 8-960-646-44-88
• Карта Сбербанка 4276 1340 0054 8020
• Яндекс-деньги 4 1001 22 5650 7381
• Р/счет в Сбербанке 423 078 102 470 005 175 45
Ирина Самарина