Солдат не напрасной войны

15 февраля исполняется 25 лет с того дня, когда последний солдат Отчизны покинул Афганистан.

В его облике нет ничего героического: полноватый, подвижный, открытый в общении, простой. Встретишь его на улице — и в голову не придет, что перед тобой награжденный двумя орденами Красной Звезды военный летчик первого класса, два года воевавший в Афганистане.

И о своей службе в горячей точке Александр Николаевич Дудоладов рассказывает спокойно, без героических деталей...

Мечта о полетах

Жизненный путь юный Александр выбрал после встречи с курсантами Челябинского высшего штурманского военного училища – выпускниками его родной пермской школы.

– Когда я их увидел — в синих галифе, кителях со стоячими воротничками, как у маршала Жукова, все для меня потеряло значение, кроме мечты стать летчиком, – говорит он сейчас.

После армии Александр Николаевич поступил в Борисоглебское высшее летное училище имени В. П. Чкалова. Окончил его в 1976 году и был направлен в воинскую летную часть, дислоцировавшуюся в Белоруссии. Летал на истребителях около 10 лет, а потом довелось освоить все типы вертолета огневой поддержки Ми 24.

Первая командировка  в Афганистан

– В августе 1982 года пришел приказ об отправке нашей воинской части в афганский город Джелалабад. Родителям такие вещи, конечно, не сообщались, и я продолжал посылать им письма на тему «жив здоров, чего и вам желаю», – рассказывает Александр Николаевич.

Эти офицерские и солдатские весточки доставлялись в Ташкент и только оттуда отправлялись в разные уголки страны. Так что узнать по почтовому штемпелю, где сейчас служит сын, было невозможно.

В основном, задача боевых вертолетов армейской авиации заключалась в том, чтобы обеспечивать высадку десанта, прикрывать его огнем, отыскивать и уничтожать караваны с оружием, поддерживать войска при проведении наземных операций, наносить бомбо штурмовые удары по врагу. Когда наземные войска проводили операции, Александру Николаевичу приходилось подниматься в небо по три четыре раза в день.

– Буквально через месяц после нашего прибытия моджахеды сбили один экипаж нашей части. Погиб мой однополчанин, с которым мы вместе служили в Белоруссии. До этого я не думал о том, что могу погибнуть, а здесь впервые это осознал. Но страха не было. Дело в том, что каждый полет –это всегда риск и огромное нервное напряжение. Приходится одновременно следить за панелью приборов, рельефом местности, управлять вертолетом, слушать эфир... Это требует огромной концентрации внимания, быстрой ориентации в меняющейся ситуации. Мозг просто не имеет возможности обрабатывать какую либо еще информацию, кроме той, которая нужна для выполнения боевого задания. Нет места страху, сомнениям...

Александр Николаевич рассказывает, что летная эскадрилья – это одна семья, более того, единый организм. Все зависят от друг друга и живут общими радостями и горестями.

– Помните, как в фильме «В бой идут одни старики» механик говорит: «Самое трудное – ждать»? И наши механики ждали нас с волнением, ведь от того, как они подготовили машину к полету, зависела наша жизнь.

Во время первой командировки, по словам Александра Николаевича, местные мирные жители очень хорошо относились к советским солдатам и офицерам. Они часто обращались за врачебной помощью к военным медикам, русские помогали афганцам, чем могли. Однако многое изменилось ко времени второй годичной командировки в Афганистан в 1986 году.

Вторая командировка

В Афганистан уходил другой полк, но начальник разведки этого полка после перенесенной операции летать не мог. Вместо него с другой частью отправился майор Дудоладов. Мысли о том, чтобы как то избежать второй командировки, у Александра Николаевича не было. Несмотря на то, что к этому времени он был уже женат и у него подрастал двухлетний сын.

– Я же выбрал профессию военного, дал присягу! Если бы я отказался, это был бы позор! Я бы уже не летал и не служил, – волнуется Александр Николаевич.

К этому времени американцы вооружили афганских моджахедов по последнему слову военной техники. У них было самое современное оружие: переносные ракетно зенитные комплексы «Стингер», горные зенитные установки. Душманские отряды были оснащены мобильными рациями.

– Нам приходилось летать на предельно малой высоте – 5 – 10, максимум 15 метров над землей, – вспоминает Александр Николаевич. – Такие полеты очень сложны, особенно в условиях плохой видимости.

За два года Александр Николаевич совершил 482 боевых вылета. За выполнение сложных боевых задач был дважды награжден орденом Красной Звезды. За летную службу майор Дудоладов освоил семь типов летательных аппаратов.

До сих пор участие советских войск в Афганской войне не получило однозначной оценки. Часто можно услышать такое мнение, что, мол, напрасно сложили головы 15 тысяч советских солдат и офицеров. Однако у Александра Николаевича Дудоладова на эту тему только одно мнение:

– Мы защищали южный рубеж нашей Родины. Не вошли бы в Афганистан советские вой ска – американцы поставили бы там свои военные базы. Наши войска в Афганистане понесли потери, но они ни в коем случае не были напрасными. Погибшие герои пролили свою кровь за Отечество.

После Афганистана

Когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о распаде СССР и создании СНГ, Александр Николаевич оказался на территории другой страны... Уволился в запас и с семьей переехал на родину жены, в Орёл.

В Орле с 1993 года Александр Николаевич работал в системе Министерства ЧС, а с 2001 года – в банковской сфере.

У Александра Николаевича и его супруги Татьяны Николаевны выросли два сына. Они не выбрали военную карьеру, но своим отцом по праву гордятся.

Для самого Александра Николаевича «афганцы» навсегда останутся особыми людьми. Если на жизненном пути ему встречается человек, прошедший войну в Афганистане, то для Дудоладова ясно: на него можно положиться, как на самого себя. А если «афганец» попросит о помощи, то Александр Николаевич сделает все возможное, чтобы ему помочь.

Ирина САМАРИНА

https://maprossiya.ru - Современные технологии обеспечения безопасности и защиты данных пользователей делают 1Win надежным.choice для тех, кто ищет гарантии финансовой безопасности и защищенности личной информации.