8 января в клубе «Антресоль» поэт Игорь Свеженцев читал свои стихи. Для Орла в целом и уж тем более для его клубной жизни подобные поэтические вечера пока в диковинку. В «Антресоли» выступления поэтов становятся традицией.
Игорь Свеженцев родился и вырос в Ливнах. Потом учился в Орловском пединституте на худграфе. Через некоторое время после окончания вуза дипломированный учитель рисования, черчения и труда перебрался в Орел. А основной творческой стезей Игоря всегда была поэзия. Соответственно, формально близким к стихосложению занятием стала журналистика.
Прочное место в штате отдела новостей ОГТРК показалось Игорю вершиной профессиональной карьеры в Орле, и поэт отправился искать счастья в столицу. Видимо, нашёл, потому что уже десять лет работает на московском телевидении. И по прежнему пишет стихи.
Да кому я всё это рассказываю? Свеженцева в Орле знают. Вы не знаете? Значит, либо вам меньше 25 лет, либо вы никогда не читали газеты, не смотрели телевизор, и, кроме того, не интересовались постановками студенческих театров, не ходили на выставки картин, не бывали в орловских литературных музеях на разнообразных Игоревых бенефисах. Потому что в Орле Игорь сотоварищи успел отметиться и самодеятельными спектаклями (ещё в пору студенчества), и участием в вернисажах молодых художников, и стихи уже перед публикой неоднократно читал, и авантюрный роман, написанный в соавторстве с Андреем Турбиным, презентации удостаивал. Всё это вспомнилось и на вечере Свеженцева в «Антресоли», поскольку публика собралась, знакомая по последним 20 годам культурной жизни нашего города. Этакая ретроспектива в лицах. В общей сложности – около трёх десятков гостей, посчитавших правильным провести последний вечер новогодних каникул в компании Игоря и его стихов. Друзья, коллеги, братья и сёстры по всевозможным профессиональным и творческим проектам. Саша Бочков, Армен Мурадян, Костя Грамматчиков, Ира Захарова, Филипп Шияновский…
Профессиональная карьера Игоря и его центростремительный марш никоим образом не повлияли на самоидентификацию. Помните, в фильме «Асса» один герой характеризует другого: «Он поэт, он на Белом Свете живёт»? Вот и Свеженцев живёт на Белом Свете. Не думаю, что постоянную работу в столице Игорь воспринимает как повод и основание считать себя москвичом. Вряд ли Свеженцев полагает необходимым привязывать свое «я» к какой то точке на карте. Живя в Москве, Игорь может писать об осени, листопаде, о чём то очень детальном, «подножном»; о таком, что можно найти в любой глухой деревушке.
Иногда, когда выдается свободное время, Свеженцев Москву покидает. И едет погостить в Орел. Или в Ливны. Или в Кромы, где живёт родня жены. Или в какую нибудь глухую деревушку. И в этой глухой деревушке Игорь может разродиться «великодержавным» поэтическим циклом.
А вот русским Игорь себя считает. В самом высоком смысле этого слова – россиянином, гражданином России. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, то есть болью за страну и чувством ответственности за неё. Этой боли и этой ответственности в стихах Свеженцева в последнее время много. Что, впрочем, не превращает хорошую поэзию в политические памфлеты на злобу дня.
А ещё в стихах Игоря последних лет откуда то появилось много православия. Почему «откуда то»? Ну, потому что раньше его в таких количествах не было, это я утверждаю на правах читателя Игоревых стихов с четвертьвековым стажем. Разумеется, причина есть, но мне о ней ничего не известно, что только добавляет моего к Свеженцеву уважения. Сокровенное есть сокровенное.
Вообще, за те почти три десятка лет, что Игорь пишет стихи, они стали другими. Речь не о «лучше хуже». Это – вопрос восприятия. От чувственного романтизма на грани декаданса до гражданской лирики и зрелой иронии. Это закономерно – мы все более менее взрослеем. Только одни остаются поэтами, а другие – нет.
Менялись и пространства, на которых Игорь себя реализовывал. В студенческие годы мы просто читали стихи друг другу, даже не помышляя о каких то публикациях. Позже, уже работая в орловских СМИ, Игорь опубликовал несколько полос своих стихов в «Орловском вестнике». Помню, в середине 90 х был вечер в музее Тургенева, где свои вирши публике читали три поэта. Всё те же, да: Свеженцев, Гольцов, Андреев. Мероприятие называлось «Три оттенка чёрного».
Уже в 2000 х благосостояние Свеженцева позволило ему издать несколько книг за свой счёт. Нужно отдать должное скромности автора. Тираж этих книг не превышал потребность в них друзей, знакомых и знакомых знакомых. Если не ошибаюсь, вышло четыре книги стихов (последняя – «Лёгкое бремя» – относительно недавно, в конце 2012 года) и упомянутый уже роман «Авантюристы». И каждый раз Игорь устраивал в Орле презентации, которые сводились к тому, что в арендованном зале поэт читал своим гостям стихи и угощал их шампанским. Ну, то есть никакого ложного пафоса, никакой звёздной болезни.
В этот раз чтение стихов ни к чему приурочено не было. Просто накопилось много нового. (Как сказал сам Свеженцев, весь прошедший год он «безудержно писал стихи».) Просто появилась возможность в очередной раз собрать друзей и поклонников в уютном зале. Собрал. Спасибо, Игорь!
А завершить «отчёт» хочу неожиданно.
Орёл, как и всякий другой город, нуждается в классиках. Точнее, каждое поколение обязано делегировать в пантеон местных классиков своего представителя. Так вот мне кажется, что наше поколение в этом виртуальном пантеоне (в номинации «поэт классик») будет представлено именно Свеженцевым.
Или у вас есть другие кандидатуры?
Константин АНДРЕЕВ