Почему переселенцы из ветхого жилья предпочитают однокомнатные квартиры?

Давыдов Сергей Алексеевич

Начальник управления городского хозяйства города Орла

Петров Анатолий Николаевич

Генеральный директор ЗАО «Жилстрой», заслуженный строитель России, депутат Орловского горсовета нынешнего и предыдущего созывов, зам. председателя Заводской районной территориальной депутатской группы, объединяющей 12 округов

На первый взгляд, вопрос об утверждении Порядка переселения граждан из ветхих и аварийных многоквартирных домов, который рассматривался на заседании комитета горсовета по строительству, землепользованию и перспективному развитию города, можно отнести к чисто техническим. Прописанные там условия переселения, действия администрации города в этой связи, перечень предоставляемых будущими новосёлами справок и прочих документов устанавливаются федеральными законодательными актами. А на местном уровне их только дублируют. Потому, казалось, депутаты дружно поднимут руки за подготовленное заранее решение. Однако разговор на эту тему получился бурным. Дело в том, что многие ещё помнят, как в советские времена некоторые специально рвались прописаться в ветхий дом в надежде получить при его сносе благоустроенное жильё по полной норме. Некоторые обитатели лачуг и сейчас тешат себя такой надеждой. Но нынешняя программа переселения из аварийного жилищного фонда, к сожалению, не нацелена на улучшение жилищных условий граждан. Она предполагает (и это подтверждено постановлением Верховного суда РФ, куда некоторые переселенцы уже обращались) лишь сохранение как минимум такого же помещения, какое у гражданина было на момент переселения, то есть не меньшей площади, не меньшего количества комнат. — Что же получается! — поражается депутат Юрий Козлов, — Людей выселяют из коммуналки и вновь заселяют в коммуналку! Это в 21-м веке! Именно так. Обладал человек в трехкомнатной квартире двумя комнатами, он получит такие же две комнаты в подселении. Но если площадь позволяет, может получить и двухкомнатную квартиру. Но только и это условие, оказывается, выполнить непросто. Дело в том, что программа обязывает приобретать жилые помещения только на первичном рынке, то есть в новых домах. Но сегодня в новостройках нет квартир, аналогичных или близких по параметрам к жилым помещениям, которые сносятся. Современные даже однокомнатные квартиры порой превышают по площади трёхкомнатные «хрущёвки». — Например, — рассказывает начальник управления городского хозяйства администрации города Сергей Давыдов, — мы переселяем семью из двухкомнатной квартиры, а значит, должны дать ей также двухкомнатную квартиру. Причем не меньше тех 30 или 40 квадратных метров, которые у неё были. Но на сегодняшний день единственное, что мы смогли закупить на рынке жилья из 2-комнатных квартир, — те, что имеют площадь 61 кв. метр. То есть примерно половина — излишки.

Давайте сделаем небольшой подсчёт. Умножим нормативную стоимость одного кв. метра жилья (25300 рублей) на излишнюю площадь — 30 квадратов. Только на одной квартире нужно раскошелиться ещё на 700 с лишним тысяч рублей. По условиям программы в исключительных случаях, если на рынке нет жилья такой площади, какая была у гражданина в сносимом доме, область может прокредитовать приобретение большей квартиры. Но только для нанимателей и в пределах нормы предоставления жилья на одного человека (18 кв. м). Теперь вернёмся к своим расчётам. Если в семье три человека, ей полагается 54 кв. м. Остаются ещё шесть. На них где деньги найти? Проблему усугубляет ещё один фактор. По словам депутатов, при проведении общих собраний с переселенцами из ветхих домов, специально оговаривается, что стоимость квадратного метра нового жилья на протяжении всей процедуры переселения остаётся неизменной. Люди голосуют за эти решения. А потом их ставят перед фактом, что цена на самом деле выше, причем существенно. Например, муниципалитет выкупает старое жильё по цене 25300 квадратных метров, а застройщик требует 28 тысяч. Не случайно многие переселенцы, особенно из тех, у кого двухкомнатные квартиры в домах под снос были в собственности, пишут заявления о предоставлении им однокомнатных квартир, так как не могут найти средства на доплату излишков площади. Одно хоть хорошо: жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма, должны быть благоустроенными применительно к условиям населённого пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте города.

Кстати, если наниматели или собственники жилых помещений в ветхом многоквартирном доме по каким-то причинам заартачатся и не захотят покинуть подлежащие сносу помещения, администрация города может обратиться с иском в суд. Некоторые депутаты уже на сессии горсовета, где также обсуждался этот вопрос, упрекнули местные власти: мол, что-то это больно круто по отношению к переселенцам. Выходит, им фактически не оставляют выбора: соглашайся, и всё. А если в семье двое-трое детей, а по новому адресу нет ни детского садика, ни школы, ни поликлиники? Юристы мэрии успокоили: не факт, что в суде выиграет именно администрация. И на практике с кандидатами на переселение проводится предварительная работа, где подобные вопросы стараются утрясти заранее. И наконец, эта позиция в Положении придумана тоже не местными властями, она содержится в федеральных законах. Не первый раз на заседаниях комитета депутат Анатолий Петров предлагает администрации города заказать специальный проект дома с малогабаритными квартирами, с площадями наиболее востребованными при переселении.

Таким образом, смягчилась бы нагрузка на городской бюджет. Ведь по финансам это выгоднее, нежели вкладывать огромные деньги в доплату за излишки площади. А разработать проект и привязать его к местности — несложно. Причём всё это сделает сам же застройщик, если будет уверен, что все квартиры гарантированно распродаст. Кстати, идею не отвергают и чиновники мэрии. Но есть одно «но»... Нынешняя федеральная программа переселения в текущем году заканчивает своё действие. Правда, идут разговоры о её продлении. Но когда это произойдёт, какой объём средств туда будет заложен, как эти средства будут предоставляться? Пока неизвестно. — Если программа действительно будет на долгосрочной основе, — говорит С. Давыдов, — тогда можно планировать строительство жилья подходящих параметров. А пока придётся приобретать то, что предлагает рынок жилья. Другого выхода нет. Не первый раз депутаты поднимают ещё один важный вопрос — привлечение частных инвесторов к проблеме переселения из ветхого жилья. Это могло бы дать адресной программе новый импульс. Наконец начался бы снос старых домов в центре города. Но всё упирается в неразрешенную пока проблему — надёжное закрепление земельного участка за инвестором. Тот, кто переселил жильцов, должен быть уверен, что земельный участок из-под снесённого дома достанется точно ему, а не уйдёт с аукциона другим, кто не вложил в разработку площадки ни гроша. Важно, что эта тема прозвучала и в программе главы администрации города Михаила Берникова, представленной депутатам на минувшей сессии. Надо надеяться, что за разговорами теперь последует конкретное дело.

Критерии отбора домов на переселение в 2012 году • признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу в срок до 1 января 2010 года; • наличие единогласного решения на согласие собственников помещений на переселение по статьям 32 и 89 Жилищного кодекса РФ, оформленное протоколом общего собрания собственников жилого многоквартирного дома; • наибольший процент износа основных несущих конструкций многоквартирного жилого дома, определённый заключением специализированной организации, обследовавшей дом; • наибольшая продолжительность эксплуатации жилого дома, определенная по году ввода в эксплуатацию; • использование лимита денежных средств, выделенных на город Орёл для участия в областной адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в полном объеме.

https://maprossiya.ru - Современные технологии обеспечения безопасности и защиты данных пользователей делают 1Win надежным.choice для тех, кто ищет гарантии финансовой безопасности и защищенности личной информации.