Отчёт мэра города Орла С. А. Ступина о результатах деятельности в 2013 году

Татенко Сергей Александрович

Руководитель управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (УМИЗ).

Уважаемые коллеги­депутаты, представители администрации города Орла, общественности, средств массовой информации, приглашённые! Прошёл ещё один год нашей совместной работы, и настало время, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Уставом г. Орла, подвести её итоги и дать им оценку.

Особенность момента состоит в том, что муниципальное образование «Город Орёл» теперь живёт в принципиально новой общественно политической ситуации: месяц назад закончился срок полномочий прежнего руководителя региона А. Козлова и в должность исполняющего обязанности губернатора, согласно Указу Президента, вступил
В. Потомский. Пользуясь случаем, хочу от имени всех собравшихся пожелать новому руководству области как можно быстрее войти в курс наших общих дел, забот и проблем и выразить надежду на полное взаимопонимание и конструктивное взаимодействие между органами государственной власти региона и местного самоуправления г. Орла, которое станет залогом дальнейшего успешного развития нашей Орловщины.

Итак, представляя свой отчёт о деятельности в 2013 году, сразу хочу отметить, что прошедший год во многих отношениях оказался не менее сложным и уж никак не менее конфликтным, чем предыдущий. В каком то смысле этот конфликтный потенциал был изначально заложен в нынешней двойственной структуре муниципальной власти. С другой стороны, его подпитывало политическое противостояние, неизбежно проявлявшееся в городском Совете народных депутатов, разделенном по партийному признаку практически пополам. Мы старались и стараемся преодолевать это разделение. Поэтому считаю свое временной и разумной установку новых руководителей области на объединение усилий, создание правительства по принципу профессионализма, преодоление межэлитных и межпартийных противоречий и разногласий в интересах всего населения города Орла и Орловской области.

Тем не менее, на мой взгляд, при всех проблемах, управляемость нашим муниципальным образованием в течение прошедшего года удалось сохранить на удовлетворительном уровне.

Исходя из того, что вся жизнедеятельность города напрямую зависит от формирования и исполнения его бюджета, основные усилия мэра и горсовета в этой сфере были направлены на увеличение его доходной части и контроль над сохранностью, эффективным и целевым использованием бюджетных средств. Большое внимание уделялось увеличению неналоговых доходов от распоряжения и управления муниципальной собственностью. Так, например, городской Совет занял более принципиальную позицию в отношении предоставления льгот и преференций по арендной плате за нежилые помещения, используемые немуниципальными учреждениями. Мы считаем, что в таких случаях следует совместно решать, в том числе и на паритетных началах, за счёт бюджетов каких уровней должны осуществляться расходы на данные учреждения.

Более того, мы совместно пытались влиять также на бюджетную политику областного правительства и областного Совета народных депутатов в отношении нашего города, и в ряде случаев это приносило результат. Одним из примеров тому, как вы помните, является выделение в 2013 году более 61 млн рублей субсидий из областного бюджета на доведение до среднерегионального уровня средней заработной платы педагогическим работникам дошкольного образования в соответствии с майскими Указами Президента Российской Федерации. Также в 2013 году из бюджета области наконец то поступили дополнительные средства в сумме 37,0 млн рублей на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые должны были поступить ещё в 2012 году. Правда, долю областного бюджета в размере 41,1 млн рублей на программу переселения в 2013 году мы ожидаем до сих пор. В прошлом году благодаря принципиальной позиции мэра и депутатского корпуса удалось не допустить участия города в сомнительной схеме лизинга по приобретению спецтехники для обслуживания дорог и, таким образом, не повесить ещё одно тяжкое бремя на шею городского бюджета.

В итоге бюджет города Орла по доходам в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличился на 1 млрд 224,6 млн рублей, или на 25%, из них за счёт собственных средств – на 725,2 млн рублей, или на 28%. В целом же плановые показатели по доходам исполнены на 91,4%. Но надо подчеркнуть, что при этом план по собственным доходам выполнен на 100,6%.

Удалось реализовать городские целевые программы и сохранить социальную направленность бюджета. Так, расходы на социальную сферу в 2013 году в целом составили 3 млрд 848,2 млн рублей, или 61,6% всех расходов бюджета. По городским полномочиям расходы на социальную сферу в прошлом году в сравнении с предыдущим увеличены на 442,7 млн рублей. На финансирование образования направлено 1 млрд 783,3 млн рублей, или 52,5% общего объёма городских средств, что на 379,2 млн рублей больше, чем в 2012 году. Увеличены также расходы на учреждения культуры и искусства – на 41,6 млн рублей, на развитие физической культуры и спорта – на 17,7 млн рублей, на мероприятия в области социальной политики – на 4,2 млн рублей.

Должен отметить, что корректировка доходной и расходной частей городского бюджета в 2013 году проводилась практически на каждой сессии Совета. За год администрация внесла 290 поправок в бюджет. Это при том, что в соответствии с действующим законодательством внесение изменений в бюджет может происходить не чаще одного раза в квартал.

Дополнительно полученные собственные средства направлялись, в первую очередь, на субсидии пассажирских перевозок электротранспортом по муниципальной маршрутной сети; обновление подвижного состава транспортных МУПов; содержание улично дорожной сети; приобретение квартир по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда; оплату труда работникам образования дошкольных учреждений; благоустройство города и т. д.

В то же время надо прямо признать, что ряд проблем, стоящих перед органами местного самоуправления в финансовой сфере, не удалось решить и в 2013 году. И, прежде всего, это растущий муниципальный внутренний долг, который составил 698,5 млн рублей и увеличился в сравнении с 2012 годом на 187,3 млн рублей.

Не решён также вопрос с передачей в муниципальную казну площадей, не используемых муниципальными предприятиями на цели, для которых они созданы, в результате чего местный бюджет по прежнему недополучает доходы в виде арендной платы. По результатам проверки в 2013 году Контрольно счётной палаты города упущенные дополнительные доходы городского бюджета от аренды нежилых помещений, сдаваемых муниципальными предприятиями, составили 44,8 млн рублей. Администрация не принимает необходимых мер по досудебному урегулированию и взысканию в судебном порядке задолженности по платежам за предоставление имущества в аренду, которая по состоянию на 1 января 2014 года составила более 60 млн рублей. А ведь город уже достиг предельного уровня дефицита бюджета, и в такой ситуации каждая копейка должна быть на счету.

Одним из важнейших наших решений стало принятие в самом конце прошлого года бюджета города на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, который приходилось формировать в весьма непростых условиях, так как доходы городского бюджета сегодня существенно снижены. Это связано, в первую очередь, с изменениями, внесёнными в федеральное законодательство, в частности, в Бюджетный кодекс страны, а также в региональное законодательство. Так, с января 2014 года на 10% (с 30% до 20%) сокращены отчисления в местный бюджет одного из основных источников поступлений в муниципальную казну – налога на доходы физических лиц, а это более пятисот миллионов рублей. Теперь эти средства поступают в региональный бюджет. Кроме того, ожидается значительное снижение доходов от использования и реализации муниципальной собственности.

Бюджет текущего года очень напряженный. И все вы помните, какой борьбой сопровождалось в минувшем декабре его обсуждение и принятие. Тем не менее сегодня ясно одно: город по прежнему будет направлять основной объём бюджетных средств на выполнение социальных задач – строительство и реконструкцию автомобильных дорог, школ и детских садов, спортивных сооружений, модернизацию и обслуживание объектов коммунальной сферы, повышение уровня заработной платы бюджетникам и так далее. Отсюда и наши основные задачи: жёсткий контроль над исполнением бюджета города, мобилизация доходных источников, создание условий для возврата кредитов, полученных муниципальным образованием «Город Орёл» с 2006 года.

Проблема наполнения бюджета непосредственно связана с эффективностью использования муниципального имущества, о чем я уже упомянул выше. Оценивая итоги 2013 года, полагаю, можно говорить о том, что мэр и городской Совет в целом обеспечили выполнение требований законодательства, муниципальных правовых актов в сфере имущественных отношений, взвешенный подход в реализации полномочий представительного органа местного самоуправления по распоряжению и управлению муниципальным имуществом.

В качестве одного из наглядных примеров напомню о сентябрьском решении горсовета, не позволившем МУП «Управление по эксплуатации нежилых помещений» реализовать закреплённые за ним на праве хозяйственного ведения нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Орёл, пл. Мира, 3. О больших проблемах в деятельности этого предприятия я говорил ещё в отчёте прошлого года. Однако ситуация не только не изменилась к лучшему, но и стала предметом серьёзных разбирательств практически на каждой сессии городского Совета, что вызвало огромный общественный резонанс.

На основании проверки Контрольно счётной палаты г. Орла в июне 2013 года региональная антимонопольная служба рассмотрела вопрос о деятельности управления эксплуатации нежилых помещений. Орловское УФАС сочло, что управление муниципального имущества и землепользования нарушило Закон «О защите конкуренции» и выдало УМиЗу предписание по изъятию у МУП «УЭНП» функции по сдаче в аренду муниципального имущества как основного вида деятельности.

Следует отметить, что мэр и горсовет в течение всего года поднимали вопрос о крайней неэффективности МУП «УЭНП» для городского бюджета, увольнения директора Игоря Афанасьева и реорганизации предприятия. Однако предложения мэра и КСП игнорировались руководством экономического блока в лице Валерия Шевлякова и Сергея Татенко. Кульминацией деятельности данной группы стало согласование задним числом разрешения на выдачу кредита самому себе директором МУП «УЭНП» Игорем Афанасьевым на покупку квартиры в размере более трёх миллионов рублей.

В декабре 2013 года прокуратура Советского района г. Орла внесла представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», в котором действия вышеназванных лиц по согласованию сделки признаны незаконными, нанёсшими ущерб муниципальному образованию «Город Орёл». Прокуратура также сочла, что (цитирую): «главой администрации города Орла Михаилом Берниковым допущены грубые нарушения законодательства РФ, выразившиеся в низкой организации выполнения возложенных на него функций по противодействию коррупционным правонарушениям, в допущении конфликта интересов на муниципальной службе и непринятии мер по его предотвращению или урегулированию». Прокурор потребовал привлечь главу администрации Михаила Берникова к дисциплинарной ответственности, а с Шевляковым, Татенко и Афанасьевым расторгнуть трудовые отношения в связи с утратой доверия.

И, несмотря на это, контракт с заместителем главы администрации Валерием Шевляковым был расторгнут только в январе 2014 года с формулировкой «по соглашению сторон», с выплатой ему трёхмесячного денежного содержания. А директор МУП «УЭНП» был уволен 24 марта 2014 года с формулировкой «в связи с истечением срока трудового договора».

Тем не менее УМиЗ и администрация города Орла продолжали сохранять МУП «УЭНП» в прежнем виде, игнорируя представления УФАС, прокуратуры, мэра, КСП, и обжаловали решение антимонопольной службы сначала в Арбитражный суд Орловской области, а затем в Арбитражный апелляционный суд. Однако 12 февраля 2014 года апелляционный суд поставил точку в этом деле, полностью поддержав позицию УФАС. На сегодняшний день уже дважды на сессии горсовета выносился вопрос о реорганизации МУП «УЭНП». Надеюсь, что в скором времени он будет окончательно решён.

За отчётный период была заметно сокращена практика передачи различным организациям и учреждениям помещений в безвозмездное пользование, причем как по числу принимаемых Советом решений, так и по площади (2012 год – 8991,9 кв. м, 2013 год – 3742,5 кв. м). На особом контроле у мэра и депутатского корпуса находится затянувшийся конфликт вокруг здания администрации Железнодорожного района (пер. Трамвайный, 1). Как известно, дело сейчас рассматривается в судебном порядке. К разрешению проблемы подключились областные власти. И мы надеемся отстоять интересы муниципального образования и прийти к взаимоприемлемому решению.

В течение года продолжалась работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области имущественных отношений, в частности, были приняты положения «О предоставлении муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе» и «О порядке планирования приватизации муниципального имущества города Орла».

Вместе с тем текущее состояние дел постоянно подтверждало нам необходимость держать под жёстким контролем работу администрации города по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, выполнению решений мэра и городского Совета.

Анализ комитета по экономической политике и развитию предпринимательства горсовета показывает, что не уменьшается количество убыточных предприятий, ухудшается ситуация в транспортной отрасли; не лучше обстоят дела и в отрасли жилищно коммунального хозяйства: увеличиваются долги ОАО «Орёлгортеплоэнерго», МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла». При этом администрация города Орла не в полной мере выполняла соответствующие решения городского Совета, игнорировала замечания Контрольно счётной палаты, сделанные по результатам проверок, проведённых в муниципальных предприятиях.

Всё так же сохраняются проблемы и в работе администрации города по муниципальному заказу: недостаточно осуществляются координация и контроль над деятельностью заказчиков по подведомственности, соблюдением законодательства о размещении заказов и так далее.

Что касается развития и поддержки предпринимательства, то и здесь иной раз приходилось включать режим «ручного управления». Например, в связи с теми же обращениями предпринимателей и работников организаций, арендующих помещения в здании Дома быта.

Впрочем, объективности ради надо отметить, что администрация стала более полно реализовывать рекомендации и замечания депутатов. Но вместе с тем по прежнему не обеспечивается реальная имущественная поддержка предпринимателей. А различные мероприятия «за развитие бизнеса» на самом деле мало как влияют на появление значимых инвестиционных проектов, рост числа предпринимателей, работающих в реальном производстве. Не всегда взвешенно, а нередко – ещё и с опозданием администрация города реагирует на конфликтные ситуации, возникающие в предпринимательской среде в связи с торговлей на рынках, в мелкорозничной сети, арендой муниципальных нежилых помещений, как и раньше, не срабатывает на их предупреждение.

Вот почему мы и дальше будем уделять самое пристальное внимание отраслям и предприятиям муниципального сектора экономики, вырабатывать рекомендации по повышению эффективности их производства, предупреждению банкротства МУПов, восстановлению платёжеспособности предприятий должников. Я говорил об этом в прошлом году, говорю и сейчас. При этом ещё раз предупреждаю об ответственности должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, решение возложенных на них задач. И пусть опыт 2013 года послужит подтверждением тому, что это не пустые слова.

Необходимо также продолжить работу по реализации Комплексной программы социально экономического развития города Орла и других городских целевых, инвестиционных программ. При всех трудностях наш областной центр растёт, застраивается, расширяется. В 2013 году управление архитектуры и градостроительства Орла сформировало под строительство 362 земельных участка, в том числе 219 – под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, 4 участка под комплексную застройку многоквартирными домами площадью около 97 тыс. кв. м, 138 участков под строительство коммерческих объектов. Введено в эксплуатацию 238,6 тыс. кв. м жилья (при годовом плане 226,6 тыс. кв. м). Завершено строительство второй очереди школы № 50, станции аэрации, канализационного коллектора в микрорайоне «Зареченский», коллектора по пер. Транспортному, торгового центра № 2 и надземного пешеходного перехода по Кромскому шоссе, 4. Завершена реконструкция школы № 23. Ведётся строительство двух транспортных магистралей по ул. Раздольной и ул. Мостовой, объектов социальной сферы – хореографической школы, школы и детского сада в микрорайоне «Ботаника». Проектируется школа в «Зареченском», идёт работа над спортивными сооружениями.

Орёл должен развиваться как единый социально экономический и хозяйственный комплекс, сложный биотехнический организм. Именно поэтому мэр и городской Совет особое внимание уделяли вопросам целевого использования земли, застройки, реконструкции, благоустройства, озеленения, инженерного обустройства, развития транспортной инфраструктуры, сохранения и создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, организации дополнительных парковочных мест. Было назначено проведение публичных слушаний по 86 вопросам в области градостроительства.

В этом месте позволю себе сделать небольшое, но важное отступление. Как известно, основополагающим документом развития города является Генеральный план, утвержденный горсоветом в 2008 году. Это, конечно, не догма на все времена. Но назревшие дополнения и изменения необходимо вносить в Генплан профессионально выверенно, с учетом взаимосвязи всего городского комплекса – транспортной схемы, инженерной инфраструктуры, зонирования территории и т. д. Сейчас же сложилась нездоровая практика – идти от частного к общему, а именно: сначала разрабатывается под локальную задачу проект планировки территории, причем зачастую с изменением красных линий в сторону уменьшения земель общего пользования (в угоду коммерческим интересам), а затем вносятся изменения в Правила землепользования и застройки.

За примерами далеко ходить не приходится. Назову лишь проект планировки привокзальной части Железнодорожного района с исключением вообще площади Юности и уменьшением ширины ул. Старомосковской или проект основной магистрали города Кромское шоссе – Московское шоссе, сделанный без увязки со всей транспортной структурой города и т. д. А вот до Генерального плана, где предлагаемые изменения должны быть учтены и увязаны в одну общую комплексную картину, дело не доходит. Таким путем идти нельзя – ни по логике градостроительства, ни по Градостроительному кодексу.

Под постоянным депутатским контролем находилось использование земель на территории муниципального образования «Город Орёл», формирование земельных участков под многоквартирными домами, меры, принимаемые администрацией города по регистрации права муниципальной собственности на землю.

Особый и болезненный вопрос – обеспечение социальной защиты горожан, проживающих в аварийном и ветхом жилищном фонде. Депутаты горсовета принимали участие в работе межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу. На 1 января 2013 года на территории Орла было признано аварийными и подлежащими сносу 210 многоквартирных домов. За 2011–2013 годы было переселено 50 домов, улучшили жилищные условия 1017 человек. До конца 2014 года будет переселено ещё 446 человек.

Если говорить в целом о жилищной политике, то по итогам года в адрес администрации города можно вновь указать на низкий уровень контроля над состоянием муниципального жилого фонда, в том числе специализированного, отсутствие соответствующего учёта, технических паспортов на жилые помещения, сведений об их состоянии. Более того, проверками выявлено 87 свободных квартир. Несмотря на неоднократные заверения городской администрации о строительстве муниципального жилья для обеспечения квартирами очередников, оно так и не начато.

В целях сохранения исторической части Орла мэр и городской Совет постоянно держали под контролем все вопросы, связанные со строительством в заповедных зонах, проводили согласование эскизных проектов, заслушали отчёт администрации о работе по учёту, формированию земельных участков и постановке на кадастровый учёт земель рекреационного назначения, на которых расположены скверы, парки, зелёные зоны. Из событий прошлого года, получивших в этой связи наибольший общественный резонанс, напомню об отмене публичных слушаний по строительству в заповедной зоне, на берегу Орлика (ул. Ленина, 2) офисного здания для филиала коммерческого банка «Заречье», в результате чего проект был свёрнут. Мы также продолжаем отстаивать интересы города в очередном судебном разбирательстве, вызванном попыткой предпринимательницы С. Литвак построить торговый центр на месте сквера по ул. Комсомольской, 65.

Отмечу также, что по результатам всей этой работы горсовет вышел в Орловский областной Совет с законодательной инициативой по внесению изменений в постановление облсовета от 21.02.2003 г. № 13/241 ОС «О постановке на государственную охрану местной категории памятников истории и культуры области».

В рамках контроля над выполнением плана по подготовке к 450 летию города Орла мы постоянно отслеживали, как ведётся эта работа, включая обеспечение проектно сметной документацией «юбилейных» объектов на 2013 год и планируемых к строительству в 2014 году. Много вопросов вызывает ситуация, сложившаяся вокруг строительства станции обез железивания воды. Мы будем внимательно следить за ней и контролировать в рамках своих полномочий. Сейчас действительно многое делается, реализуются важные проекты, строятся автодороги (Мостовая, Раздольная), больничные корпуса, школы, детские сады и т. д. Но нужно сказать честно: по мнению специалистов, архитектурно художественный уровень застройки и благоустройства оставляет желать лучшего. Необходима комплексная программа решения этих задач с привлечением всех сил: управлений строительства, коммунального хозяйства, муниципального имущества, культуры, совхоза «Коммунальник» – под идеологическим руководством управления архитектуры и градостроительства г. Орла. В этот комплекс должны войти: перевод из жилых в нежилые помещения, благоустройство с мощением плиткой, устройством малых архитектурных форм, скульптурных композиций, озеленение, установка современных рекламоносителей, подсветка архитектурных, скульптурных и др. объектов, иллюминация и т. д. Это должно стать одним из главных направлений работы городской администрации на 2014 год. Однако до сих пор план конкретных действий в рамках празднования основания Орла не разработан. Администрация, располагая специально для этого созданным структурным подразделением – комитетом по празднованию 450 летия Орла, ограничилась лишь расчётом стоимости покраски фасадов зданий по ходу следования делегаций.

Депутаты также неоднократно вносили в повестку заседаний городского Совета вопросы по организации работы пассажирского транспорта. Причем речь шла как о конкретных проблемах – например, перевозках пассажиров в утренние и вечерние часы на нерентабельных маршрутах или организации дополнительных маршрутов в окраинных районах города, так и о предотвращении как такового банкротства муниципальных транспортных предприятий Орла. Однако приходится вновь констатировать, что воз и ныне там: перевозку пассажиров, имеющих право на льготы, в городе осуществляют в основном два муниципальных предприятия, а выпадающие доходы из бюджетов всех уровней возмещаются не в полном объёме. Всё это негативно сказывается на экономическом положении муниципальных транспортных предприятий, приводит к росту кредиторской задолженности, практически не обновляется подвижной состав. На предприятиях низкий уровень заработной платы, большая текучесть кадров. Положение дел также усугубляет то, что значительную часть доходов от перевозки пассажиров продолжает забирать коммерческий транспорт. Не говоря уже о проблеме трёхзначных маршруток. Об этом уже много сказано и написано, но решить проблему пока не удаётся. Надеюсь, что непредвзятый подход новых областных властей поможет нам справиться с ней.

Отдельный блок муниципальных проблем и забот, как и прежде, – это жилищно коммунальное хозяйство. Мы отслеживали и контролировали прохождение отопительных периодов 2012–2013 и 2013–2014 годов, которые прошли планово и без срывов; работу администрации города по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в т. ч. вывоз ТБО из частного жилого сектора, гаражных кооперативов, субъектами малого и среднего предпринимательства; содержание и ремонт муниципального жилищного фонда; замену и модернизацию лифтов в многоквартирных домах; работу с бесхозными инженерными коммуникациями, муниципальными банями; организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Горсовет вплотную занимался ситуацией в МУП совхоз «Коммунальник» и МУП г. Орла «Зеленстрой», вместе с администрацией и руководством предприятий работая над выводом их из кризиса; выполнением инвестиционной программы МПП ВКХ «Орёлводоканал»; состоянием взаиморасчётов между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями и мерами, принимаемыми администрацией по урегулированию конфликтов между ними.

Кроме того, рассматривались предложения исполнительной власти в области тарифного регулирования, нормотворческого характера. В обсуждении вопроса об установлении платы за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах активно участвовал Общественный совет по проблемам развития ЖКХ при горсовете. В результате удалось найти общее решение, учитывающее как интересы населения, так и управляющих организаций.

В целом же, однако, основная масса претензий со стороны горожан в адрес муниципальных властей приходится именно на сферу ЖКХ. Вынужден повторяться, но жители по прежнему нуждаются в помощи со стороны администрации при избрании совета многоквартирного дома, получении детальных и достоверных отчётов управляющих организаций о выполнении договора управления. По сей день не реализована норма Жилищного кодекса РФ о муниципальном жилищном контроле. Никто особо не озабочен решением проблем, связанных с выполнением требований законодательства по установке приборов учёта энергоресурсов, внедрением новой системы капитального ремонта многоквартирных домов.

Нет никакого улучшения в работе с отходами и мусором, уборке и содержании территории города. Обращения граждан, органов общественного самоуправления, информация районных депутатских групп, публикации в местных средствах массовой информации по прежнему подтверждают сказанное.

Несмотря на принимаемые меры, остаются нерешёнными проблемы так называемых «брошенных» домов, то есть тех, с которыми расторгнуты договоры управления, бесхозных инженерных коммуникаций, замены и модернизации лифтов, муниципальных бань, устойчивой работы муниципальных предприятий жилищно коммунальной отрасли. Во всём этом, как бы хлопотно это ни было для чиновников, надо наводить порядок.

Переходя к вопросу о социальной политике, сразу скажу, что все наши приоритеты в этой сфере сохранены. В 2013 году мы внесли изменения в положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и дошкольного образования детей. В результате заработная плата педагогических работников была доведена до среднего в сфере общего образования уровня.

В 2013 году за счёт средств бюджета города Орла была введена единовременная ежегодная выплата молодым специалистам муниципальных учреждений, подведомственных управлению культуры администрации города. Увеличен размер ежегодной единовременной выплаты молодым педагогам. Установлены меры социальной поддержки учащимся (на питание), по оплате путёвок в загородные оздоровительные и палаточные лагеря (центры), санаторно оздоровительные учреждения и лагеря дневного пребывания на базе муниципальных учреждений образования. Определены категории детей и семьи, выделяются льготные путёвки. В 2013 году на отдых и оздоровление только по льготным путёвкам было направлено 1396 детей.

В рамках реализации целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Орле» муниципалитет неоднократно обращался в органы государственной власти Орловской области с просьбой об увеличении объёма её финансирования из областного бюджета. В результате на 2014 год запланировано 51 121,2 тыс. рублей ассигнований, в том числе: из городского бюджета – 8764 тыс. рублей, из областного бюджета – 18 987,7 тыс. рублей, из федерального бюджета – 23 369,5 тыс. рублей. К слову, по программе «Молодая семья» в 2013 году свидетельства на получение субсидий для приобретения жилья получили 35 молодых семей. Обеспечены квартирами ещё 24 ветерана Великой Отечественной войны.

В рамках нормативного регулирования социальной сферы в 2013 году были разработаны и приняты в новой редакции положения «О почётном гражданине города Орла» и «О Книге Почёта города Орла».

Отдельно отмечу, что за 2013 год выполнено 407 наказов избирателей на общую сумму около 38 млн 148 тыс. рублей.

Продолжалась работа по совершенствованию правовой базы местного самоуправления, продуктивное взаимодействие с органами прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, судебной системой. Особое внимание в 2013 году было уделено внесению изменений и дополнений в Устав города Орла. Для этого была создана специальная рабочая группа.

Было принято положение «Об экспертной группе по рассмотрению общественных инициатив», приведено в соответствие с действующим законодательством положение «О публичных слушаниях в городе Орле», рассмотрен ряд протестов и требований органов прокуратуры на муниципальные правовые акты и так далее.

Дальнейшего внимания в этой сфере требуют сам порядок принятия городским Советом муниципальных правовых актов, нормативные правовые акты, касающиеся муниципальной службы в городе Орле, материального стимулирования органов территориального общественного самоуправления, а также проблемы организации охраны общественного порядка, участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории города, осуществления мер по противодействию коррупции, охране окружающей среды и ряд других.

Органы местного самоуправления в нынешнем составе всегда твёрдо придерживались принципа открытости, обратной связи с населением. В 2013 году на личном приёме мэр г. Орла принял 212 человек. В первую очередь, люди обращаются по вопросам выселения из помещений, непригодных для проживания, улучшения жилищных условий, социальной и правовой помощи, ремонта и благоустройства дворовых территорий.

В Орловский городской Совет за этот период поступило 559 письменных обращений от горожан, из них 203 – по вопросам ЖКХ, 64 – ремонта дорог и благоустройства территорий, 69 – по социальным вопросам и др. В минувшем году также была открыта интернет приёмная мэра, хотя, честно говоря, её активность пока оставляет желать лучшего.

Не могу также не напомнить о ряде памятных событий в жизни нашего города в 2013 году.

В мае, за несколько часов до того, как пилотируемый «Союз ТМА 09М» с новым экипажем пристыковался к международной космической станции, орловская делегация во главе с мэром города провела из Центра управления полётами в режиме реального времени телемост с космонавтом земляком А. Мисуркиным. А в канун Дня Конституции Российской Федерации Орловский городской Совет народных депутатов присвоил космонавту испытателю Роскосмоса Александру Александровичу Мисуркину звание почётного гражданина города Орла. Все мы помним его приезд в родной город после завершения полёта, интереснейшую пресс конференцию, непринуждённое общение с орловцами и гордимся нашим заслуженным земляком.

В июле в рамках празднования 70 летия Курской битвы Орёл приветствовал участников «Поезда Памяти» со 150 ветеранами железнодорожниками.

А в конце октября в Орле прошел II съезд Союза городов Воинской славы. На него съехались главы более 30 городов, удостоенных этого почётного звания. Мэры заложили на бульваре Победы кленовую аллею Союза городов Воинской славы, и теперь она всегда будет нам напоминать об этом знаковом событии.

Продолжилось сотрудничество с городами побратимами. В частности, в болгарском Разграде побывала наша делегация, а в Орле мы принимали делегацию из нидерландского Леувардена. Орёл посетили делегации Болгарии, Индонезии, Германии, Узбекистана, Украины.

И, наконец, хочу коснуться такой волнующей общественное мнение темы, как депутатские льготы. 30 января 2014 года мэр города Орла, учитывая протест прокуратуры Советского района, внёс на рассмотрение очередной сессии горсовета предложение о внесении изменения в положение «О порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения». Из него исключён пункт 2.2., которым депутату устанавливалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии независимо от того, в какой период своей трудовой деятельности он осуществлял полномочия депутата.

А 27 февраля горсовет поддержал мэра в решении отказаться от предусмотренных Уставом города компенсации за санаторно курортное лечение, 50 процентной надбавки за особые условия труда, материального поощрения к юбилейным датам, при получении наград и званий. С 1 марта поправки вступили в законную силу.

В целом же, подводя итоги 2013 года, должен подчеркнуть, что мы двигались вперёд вопреки всем трудностям, конфликтам и разногласиям. Сейчас наш регион возглавили новые люди. Причём пришли они с установкой на объединение сил и преодоление противоречий во имя общего дела, развития Орла, возрождения Орловщины. В сентябре нас ожидают выборы губернатора. Мы должны использовать этот шанс и выйти на новый уровень социально экономического развития и общественного согласия. Это особенно важно в свете разворачивающихся международных событий. И думаю, что Орловщина не подкачает.

https://maprossiya.ru - Современные технологии обеспечения безопасности и защиты данных пользователей делают 1Win надежным.choice для тех, кто ищет гарантии финансовой безопасности и защищенности личной информации.