Легенды старого кладбища

Много захватывающих историй сокрыто под старыми гранитными крестами и каменными надгробиями Крестительского кладбища. Некоторые из них рассказала краевед Дарья Фурманская во время пешеходной экскурсии.

Крестительское кладбище – самое старое из сохранившихся на территории Орла. Первые захоронения появились еще в 1772 году. Храм во имя Иоанна Предтечи был заложен также в конце XVIII века, правда, колокольня и трапезная появились позже.

– Самые старые надгробия, которые мы здесь увидим, – это 30-40-е годы XIX века, – начинает повествование Дарья. – Но встречаются безымянные памятники из белого камня, вероятно, они еще древнее.

Орловское купечество

На Крестительском кладбище и сегодня можно увидеть немало старинных надгробий, большинство из которых, к сожалению, повержены, выброшены на дорожки, «заперты» современными оградами соседних участков так, что не подойти. Под многими из них похоронены известные орловские купцы: Афанасьевы, Замятины, Калашниковы, Серебренниковы, Сухановы. Кстати, участок последних, расположенный рядом с правым приделом храма, прекрасно сохранился. За ним ухаживают потомки купцов. Цел в Орле и каменный дом Сухановых на Карачевской улице. Сейчас там психоневрологический диспансер.

Благодаря почитающим своих предков горожанам, мы и сегодня можем увидеть, каким был орловский купец Савва Захарович Булгаков (1846-1911), торговавший разнообразной выпечкой. Родственники Саввы Захаровича украсили его надгробие копией дореволюционной фотографии предка. С памятника смотрит благообразный старик с аккуратно подстриженной бородкой «а-ля профессор Преображенский». И действительно, купец хоть и не являлся профессором, но был поборником прогресса. Он одним из первых в Орле провел в свой каменный дом на Кромской электричество и телефонную связь.

Недалеко от центральной аллеи находится могила известного в свое время в Орле и за его пределами купца-миллионера Ивана Леонтьевича Левакова (1841-1911). В конце XIX века доходы купцов измерялись тысячами, в лучшем случае – десятками тысяч рублей. Этот же человек смог сколотить невиданное состояние. Строительный магнат не только возводил жилье, но и занимался производством кирпича, бетона, различных строительных материалов. А карьеру начал, помогая отцу класть печи. В общем, добился всего своим трудом. Его дом на улице Ленина сохранился до наших дней. Сейчас в нем располагается кафе «Кофе-Рум». Купеческая семья занимала лишь небольшую часть апартаментов.

– Основные площади сдавались внаем. Как правило, так поступали все богатые люди, – утверждает Дарья Фурманская. – На первом этаже у Левакова размещались магазины, дом также сдавался под жилье. Здесь же находились купеческий клуб и знаменитое фотоателье Вареника. В Орле живут родственники Левакова, которые ухаживают за захоронением. Когда купец-миллионер умер, из Англии приезжала съемочная группа, запечатлевшая его похороны. Дальнейшая судьба пленки неизвестна.

На Крестительском кладбище покоятся и останки купца Ивана Матвеевича Серебренникова (1791-1851), фамилия которого хорошо известна орловцам благодаря дому № 63 на Комсомольской улице с лепным растительным орнаментом на фасаде. Здание было построено в 1906 году внуком Ивана Матвеевича на фундаментах трех каменных домов, принадлежавших купцам Серебренниковым.

В своем завещании основатель фамилии не только оставил значительный капитал детям и жене, но и пожертвовал 8 тысяч рублей на строительство Смоленского храма. Этот благородный почин Серебренникова поддержали многие другие купцы города, например, Сухановы.

Жили с достоинством

Среди надгробий, оказавшихся прямо под ногами посетителей кладбища, есть и такие, про которые доподлинно известно, чьи могилы они украшали.

– Например, это, – Дарья указывает на вросший в землю гранит, – с могилы губернской акушерки Калер. Где покоится ее прах, неизвестно, а вот памятник «за ненадобностью» был сброшен на одну из кладбищенских дорожек. Это одно из самых старых надгробий: известно, что Калер умерла в 1845 году.

Чуть дальше можно увидеть и самый старый памятник из обнаруженных Дарьей Фурманской, – надгробие Герасима Трифоновича Устрялова, почившего в 1830 году. Герасим Устрялов, будучи крепостным, управлял одним из имений знаменитых князей Куракиных. По одной из версий, он являлся незаконнорожденным сыном кого-то из представителей этой знатной семьи. Все дети Устрялова получили высшее образование и выслужили себе дворянский титул.

...На нашем пути – снова поверженный памятник из черного мрамора. Чья-то недобрая рука сбросила его на землю эпитафией вниз и сейчас невозможно прочесть стихи, написанные на нем в память о студенте из купеческого рода Гайдукове. Он погиб, спасая тонущего товарища. А вот еще одно надгробие. Надпись свидетельствует о трагически прерванной молодой жизни: «Девица Любовь Лисова угасла в чахотке 11 февраля 1872 года на 28 году жизни».

Скромное место занимает в глубине кладбища могила достойнейшего нашего земляка – Александра Николаевича Пушечникова (1850-1916). Он был талантливым инженером путей сообщения. Участвовал в строительстве Орловско-Грязской и Московско-Курской железных дорог. Руководил строительством Забайкальской железной дороги. Пушечникову и его помощникам-инженерам приходилось первыми в России решать технологические проблемы, связанные с на воднениями и наледями, подводными работами на озере Байкал. Награжден орденами Александра Невского, Белого орла, Св. Владимира, Св. Анны, Св. Станислава, Золотой Звезды (бухарским эмиром).

Загадки

Одна из них – странные надгробия: каменный крест в виде дерева с обрубленными ветвями. Изредка подобные попадаются на старых орловских кладбищах. Есть несколько версий значения столь необычных памятников. То ли под ними покоятся последние представители того или другого дворянского рода, то ли – масонской ложи. Масонскую символику в виде драконьих хвостов, кстати, можно усмотреть в навершиях ограды могилы Федора Веникова на Крестительском кладбище.

Другая загадка посложнее. Среди пострадавших от времени и рук вандалов могильных памятников можно увидеть часть надгробной плиты белого мрамора, на которой читается надпись: «... Евсевия архиепископа Могилевского и Мстиславского...».

Загадка в том, что архиепископ Евсевий (Орлинский), согласно интернет-источникам, погребен в Могилевском Спасском монастыре (Беларусь). Непонятно, каким образом плита с его эпитафией оказалась на нашей орловской земле. А сколько еще тайн хранит старинное кладбище!

ВКонтакте создана группа «Экскурсии по Орлу», где размещается информация о месте и времени следующей экскурсии.

Ирина Самарина

https://maprossiya.ru - Современные технологии обеспечения безопасности и защиты данных пользователей делают 1Win надежным.choice для тех, кто ищет гарантии финансовой безопасности и защищенности личной информации.