Крупный стиль генерала Савенкова

В канун Дня сотрудника органов внутренних дел генерал-майор полиции Юрий Савенков для журналистов Орла стал ньюсмейкером номер один. А нашего брата хлебом не корми – дай задать каверзный вопрос. Ну, например, догонит ли генерал в рамках проводимой переаттестации поджарого редактора областной газеты? Кто-то бы растерялся, но «шеф полиции» легко парировал шутку: «В мирные дни бегущий генерал вызывает улыбку, а в военные – панику!».

«Человек – это стиль!», – сказал один остроумный галл и попал в Историю. Чем бы человек ни занимался – спортом, коммерческой деятельностью, художественным творчеством или ведением дознания подследственного, – везде проявится его «я».

Всего несколько лет назад в Орловскую область Указом Президента страны он был назначен начальником регионального управления МВД. До того работал здесь же замом у взлетевшего ракетой до министра внутренних дел Владимира Колокольцева. А ранее глава орловской полиции руководил воронежским управлением уголовного розыска. Вот там-то о нём ходили легенды.

Повадками и крестьянской надёжностью слегка смахивающий на полицейских в исполнении французского актёра кино Жана Габена генерал Савенков, согласившись уделить мне 15 минут, отменил все звонки на «разрывающемся» мобильнике и проговорил полтора часа. Помогала подробному рассказу картина маслом, висящая в «красном углу» – плоский среднерусский пейзаж с прудом в центре вместо портрета какого-нибудь «железного Феликса». Оказывается, это малая родина Юрия Николаевича – курское село Толстый колодец. Для постороннего – невесть какое художество, а для Савенкова – окно в его прошлое. «Вон там, – генерал взмахом руки уводит собеседника в голубе небо за избы, – и поныне пролегает авиатрасса Москва – Крым, стоит только поднять голову…»

В детстве он читал нужные книги. Фантастику и детективы. Из сельской библиотеки сын учительницы и колхозного шофёра возил на велосипеде «баяны» биллетристики и мечтал, соответственно, быть либо лётчиком серебристого лайнера, либо изощрённым сыщиком.

В 1972-м, сразу после школы, Савенков отправился поступать в Харьковский авиационный институт. Первый экзамен сдал на «отлично», а на втором – сплоховал. Вернулся домой, и заботливый отец решил, что у сына есть ещё время подать документы в сельхозинститут. Душа к севооборотам не лежала, но и ослушаться отца было нельзя. И Юрий «мудро» завалил испытания. А отец крякнул: «Ну, иди, крути баранку». Так сын выучился на шофёра.

Профессия пригодилась после службы в армии. Приехав в Воронеж поступать на юриста-правоведа, парень скоро уяснил, что «простые дети» там «не ходят». А сыщиком становиться надо. Тогда устроился в УВД водителем. Рослый, сильный, покладистый… К нему быстро присмотрелись, доверили начальствующий состав. Возил заместителя начальника УВД Николая Лютикова. Кто знает отношения денщика-водителя и большого босса, тот поймёт: они почти родственные. А нравилось шефу в парне многое: его любо знательность, интерес к делу, системный ум и исполнительность, быстрая реакция и сообразительность. К тому же Юрий вне конкурса, как отслуживший службу в армии, всё-таки поступил и учился в Воронежском университете на вечернем отделении юрфака – значит, думал о перспективе.

Когда настала пора Лютикову уходить на покой, водитель попросился на оперативную работу. «Инспектором в управление или в РОВД», – предложил на выбор протеже. Попробую инспектором в управлении, а не справлюсь, всегда попаду на «землю», – измыслил хитроумный крестьянский сын и выбрал первое. В 1981 году Савенков стал инспектором отдела «А» (агентурная работа) управления угрозыска УВД Воронежского обл исполкома, который возглавлял Владимир Николаевич Страхов.

Сама говорящая фамилия этого дотошного «сыскаря» наводила ужас на преступников. А для начинающего инспектора это был учитель высокого класса. Он и жёсткий, и строгий, но ведь набрал штат молодых сотрудников и, что называется, «за руку их водил», показывая, как «разговоры разговаривать», как влезть в заблудшую душу, на чём «расколоть» преступника. Вбивал подчинённым в голову простую истину: дознаватель всегда победит клиента, потому что он профессионал, у него богатый опыт, тогда как его визави – всегда любитель, дилетант.

Что касается повседневной рутины, Савенков, словно кутёнок, сам должен был учиться плавать в «тихом омуте» агентурной работы.

– Какой из меня тогда был вербовщик? Помню, первый раз отбирал подписку о сотрудничестве – извёлся. Как я ему скажу: ты напиши, что, образно говоря, будешь «стучать» на кого-то», – улыбаясь, вспоминает свои первые шаги генерал. – А груз ответственности за того, кого «приручил»? У тебя прокол, а ему несдобровать.

Но вскоре Савенков всё равно оказался в Ленинском РОВД Воронежа – так карта легла. Был простым опером, обслуживал ареал с 15-тысячным населением, потом стал старшим, затем, на небольшой срок, – заместителем начальника ОУР. Ленинский РОВД славился тогда, в середине 80-х,

хорошей раскрываемостью, оперативники УГРО были на высоте, в почёте. За восемь лет работы Савенков, что называется, прикипел душой и к району, и к коллективу. Но у начальства свои планы: «захромал» Коминтерновский район, уголовники там распоясались.

Трудно теперь сказать, кто именно «положил глаз» на способного сыщика Савенкова. Да и то сказать: капитан Савенков – дипломированный юрист-правовед, опытный и авторитетный, – а что выделывал с экзотической тогда вещью – персональным компьютером! Не зря, видно, в детстве читал фантастику. Как-то быстро понял философию работы на вычислительной машине, а в Коминтерновском как раз осваивали эту технику, нужны были знающие люди.

В этом районе Юрию Савенкову дали полную свободу действий. Но и скидки никакой на неопытность в руководящей должности – заместителя начальника РОВД по оперработе – не делали. Мол, взялся за гуж – тяни. И Савенков тянул. Командовал и майорами, и подполковниками, и людьми гораздо старше себя по возрасту – в милиции это случается довольно часто. В его прямом подчинении был уголовный розыск, ОБЭП, эксперты-криминалисты. Словом, власти в руках Савенкова было предостаточно, нужно было только с умом и пользой для дела ею распорядиться.

В первые недели приходило даже отчаяние – да не получится из него руководителя! Тут, кажется, требуются какие-то особые качества, особое поведение, специальная подготовка. Есть же учебные заведения, где готовят руководителей высшего милицейского звена. А он – сыщик, из самых рядовых. Но шло время, и настроение молодого заместителя начальника РОВД менялось.

За два года, что проработал Савенков в этом райотделе, многое было сделано. Из громких раскрытых преступлений помнится ему «дело сатанистов», когда молодые отморозки насмерть забили невинную девушку. А ещё – участие в поимке убийцы двух милиционеров у Дома офицеров. В обоих этих масштабных мероприятиях милиционеры взаимодействовали с сотрудниками госбезопасности, и преступники были наказаны. Ровно через два года, в мае 93-го, майора милиции Савенкова перевели на новое место службы – в УВД, в областной уголовный розыск. Сначала он был заместителем начальника отдела, а с 1996 года сам возглавил Управление уголовного розыска.

У кого-то быстро и легко складывается карьера, а кому-то всё даётся через разочарования и труд. Полковник Савенков – уже известный, опытнейший сыщик, почётный сотрудник МВД, кавалер милицейских орденов и медалей, совсем уж, было, решил: хватит, пора на покой! 14 лет отдано только уголовному розыску. А тут ещё евсюковщина, «оборотни в погонах», болезненные реформы в теряющих престиж органах, разговоры о переименовании милиции в полицию…

В начале 2008 года у Савенкова умер отец, и он, единственный сын в семье, взял отпуск, чтобы побыть с овдовевшей матерью. В сельском покое и тиши вдруг понял, что как-то отдохнул душою, стал уверенней, спокойней. Тут ему и позвонил начальник Орловского УВД Колокольцев, который искал себе первого зама.

Сначала полковник отнекивался, а потом решил: «Стыдно, генерал упрашивает, я кочевряжусь – а что теряю? В крайнем случае, уйду на пенсию с совсем другим статусом, за всю криминальную милицию ведь буду отвечать!». Процесс пошел: согласование в Москве, назначение… Ну, думаю, сейчас мне кабинет покажут, ключ дадут, водителя прикрепят – город ведь не знаю… Зашёл в кабинет где-то в начале третьего, а ушёл с работы позже, чем в Воронеже! Колокольцева в ту пору в городе не было – «заскучать», «загрустить» в незнакомой обстановке было полковнику некогда.

– «Два-три дня – и всё пошло-покатилось, как будто всегда был тут! Нынче у нас результаты если не самые лучшие, то одни из лучших по ЦФО. Сейчас вот вызывают наших сыщиков на семинар-совещание – передовым опытом делиться!

– Юрий Николаевич, а сколько раз вы были женаты, – специально вдруг спросил я, чтобы перевести руководителя на бытовые рельсы.

– Один и не надо мне больше! У меня хорошая жена, две дочери, две внучки, и третья вот-вот родится. К десятому ноября, дед, подарок тебе! Дочки замужем. Один зять имеет небольшой бизнес, другой – каменщик. По-отцовски говорю ему: учись! Но он пока не хочет. Тогда, шучу, стань лучшим каменщиком на всю страну, не подводи тестя-генерала!

…Уходя в совершенном обаянии от разговора по душам с начальником УМВД, я всё переваривал в голове его слова: «Главное – сбор информации. И её львиную долю мы получаем от граждан. Для этого необходимо находить общий язык с самыми разными людьми, располагать их к себе, чтобы не было страха, не было барьера в общении. Важно, чтобы собеседник чувствовал за спиной сотрудника полиции не только силу закона, но его компетентность, информированность в любых вопросах. Завоевать авторитет незнакомого человека в течение нескольких минут разговора – это искусство. Овладеть им – непростая задача». Э-э-э, думал я, да этот хитрый лис элементарно взял тебя в разработку! Как и остальное недоверчивое журналистское сообщество Орла… Но каков стиль!

https://maprossiya.ru - Современные технологии обеспечения безопасности и защиты данных пользователей делают 1Win надежным.choice для тех, кто ищет гарантии финансовой безопасности и защищенности личной информации.