Проблемам оптимизации транспортного обслуживания жителей областного центра посвятила свое апрельское заседание рабочая группа профильного комитета городской администрации, созданная в середине февраля этого года.
Как пояснил член группы, председатель комитета транспорта и связи Виталий Гришаков, выбор темы продиктован актуальностью вопросов безопасности городского пассажирского транспорта (ГПТ) и оценки качества его обслуживания.
Перед летними торгами
Изменить ситуацию планируется в ходе летнего городского конкурса перевозчиков. Готовясь к его проведению, городская администрация ждет результатов крупномасштабного мониторинга пассажиропотока, который по муниципальному контракту завершает в эти дни исследовательская группа транспортного института Госуниверситета-УНПК.
– Но уже по предварительным итогам видно, что плотность пассажиропотока значительно снизилась, – говорит Виталий Александрович. – Одна из причин – обилие частного транспорта, на который ежегодно пересаживается все большее число горожан. Во-вторых, с закрытием крупных предприятий изменилось и направление пассажиропотоков. Теперь это рынки, вузы, лечебные учреждения, торгово-развлекательные центры. Следовательно, есть необходимость проконтролировать как состояние покрытия на этих маршрутах, так и их обеспеченность дорожными знаками, освещением, необходимыми разметками.
Когда же будет готов окончательный результат мониторинга, специалисты составят более доступную и удобную для горожан транспортную сеть, соединяющую новые и отдаленные районы с цент ром. Обслуживать ее будут перевозчики, которые выиграют конкурс, запланированный на лето.
Пути оптимизации
Предлагаемые членами рабочей группы варианты оптимизации ГПТ преследуют прежде всего, перераспределение машин и маршрутов, которое должно обеспечить и рентабельность, и безопасность услуги. Но обеспечивать и контролировать ее в условиях разобщенности крайне проблематично. По общему мнению членов рабочей группы, городу нужен единый центр для всего парка пассажирских автобусов. С мощной материально-технической и ремонтной базой, мойкой, медицинским пунктом, бытовой зоной. Первоначально планировалось, что сделать это целесообразнее всего на территории ПАТП-1, но рабочая группа ищет и альтернативные варианты.
Еще одно слагаемое качественного оказания услуги – состояние остановочных павильонов. Территория многих в прошлые годы была отдана в аренду частным лицам, которые заняли муниципальную землю под ларьки и магазины. Это ухудшило условия парковки пассажирского транспорта, снизило степень безопасности посадки-высадки пассажиров. Члены рабочей группы рассмотрели и варианты возвращения городу этих земель – вплоть до судебного вмешательства.
Сокращение неизбежно
– В любом случае без сокращения единиц транспорта нам не обойтись, – констатирует председатель комитета. – Правда, скрытое сокращение уже переживают практически все транспортные предприятия, в том числе и муниципальные. Из-за дефицита кадров ежедневно на маршруты не выходит до 20% подвижного пассажирского состава. В основном по этой причине после 21 часа на маршрутах остаются лишь считанные машины. Причина кадрового дефицита – низкие зарплаты, и это увеличивает отток водителей в Москву или вообще провоцирует их уход из профессии.
Но к тем, кто остается, требования возрастут. Как к внешнему виду и уровню комфортабельности салона машин, так и к соблюдению графика передвижения. Теперь его оперативно контролирует не только система ГЛОНАСС, подключенная к единой диспетчерской сети, но и сами горожане, для которых в августе прошлого года был открыт интернет-сервис «Транспорт-онлайн». В режиме реального времени можно отслеживать движение автобусов на конкретном маршруте и время его прибытия на нужную остановку.
Тема оптимизации ГПТ будет в ближайшие месяцы подниматься еще не раз — вопросов накопилось гораздо больше, чем ответов, но уже сегодня очевидно главное: поэтапно и целенаправленно городская администрация будет способствовать повышению безопасности и комфортности передвижения жителей по дорогам Орла. Но это дело будущего.
А вот хорошая новость «здесь и сейчас»: в Орле, как и в прошлом году, организовано 10 дачных маршрутов. Весь сезон, вплоть до 25 октября, обслуживать их будет ПАТП-1. Виталий Гришаков заверил, что тариф на проезд в дачных автобусах не изменится, все льготы для пассажиров сохранены.
Расписание дачных маршрутов в г. Орле на 2015 год
Маршрут № 61:
Ул. 1-я Посадская – озеро «Светлая жизнь» (через ул. Гагарина, ул. Поселковую)
Ул. 1-я Посадская: 7.05, 8.02, 8.59, 9.56, 10.53, 15.31, 16.36, 17.35, 18.32, 19.29
Озеро «Светлая жизнь»: 7.36, 8.30, 9.27, 10.24, 11.21, 16.04, 17.07, 18.04, 19.01, 19.58
Маршрут № 62:
Ул. 1-я Посадская – Химмашевские дачи (через ул. Комсомольскую, ул. Машиностроительную)
Ул. 1-я Посадская: 7.30, 8.39, 9.48, 10.57, 16.30, 17.40, 18.50, 20.03
Химмашевские дачи: 8.05, 9.13, 10.22, 11.31, 17.05, 18.15, 19.28, 20.40
Маршрут № 63:
Комсомольская площадь –дачи «Андриабуж» (через ул. Московскую, ул Паровозную)
Комсомольская площадь: 7.00, 8.02, 9.04, 10.08, 11.10, 15.10, 16.13, 17.20, 18.24, 19.32
Дачи «Андриабуж»: 7.30, 8.32, 9.34, 10.40, 11.42, 15.42, 16.50, 17.55, 19.00, 20.10
Маршрут № 64:
Железнодорожный вокзал – дачный массив «Платоново» – дачный массив «Кораблики» (через Московское шоссе)
Железнодорожный вокзал: 7.05, 8.48, 10.33, 16.25, 18.10
Дачный массив «Платоново»: 7.35, 9.18, 11.03, 16.55, 18.40
Дачный массив «Кораблики»: 8.00, 9.45, 11.30, 15.35, 17.20, 19.10
Маршрут № 65:
Ул. 1-я Посадская – дачный массив поселка «Гать» (через ул. Московскую, ул. Высоковольтную)
Ул. 1-я Посадская: 7.10, 8.24. 9.35, 10.46, 16.15, 17.25, 18.37, 19.48
Дачный массив поселка «Гать»: 7.45, 8.57, 10.09, 11.18, 15.43, 16.52, 18.02, 19.15, 20.25
Маршрут № 67:
Железнодорожный вокзал – дачный массив у Новоселовского поворота
(через ул. 1-ю Посадскую, ул. Октябрьскую)
Железнодорожный вокзал: 7.47, 9.45, 11.43, 16.30, 18.23
Дачный массив у Новоселовского поворота: 8.45, 10.45, 12.37, 17.28, 19.23
Маршрут № 68:
Комсомольская площадь – Кузнецовские дачи
Комсомольская площадь: 7.05, 8.55, 10.45, 15.57, 17.40, 19.27
Кузнецовские дачи: 8.00, 9.50, 11.40, 16.45, 18.35, 20.25