Он не любит проторенных дорог

Известный продюсер, «нахал» и «авантюрист» переехал в орловскую глубинку

Его послужной список занял бы треть полосы, поэтому ограничусь только несколькими фразами из предисловия профессора С. Никитина к биографической книге Валерия Юрьевича Сергеева «Антрепренер. Жизнь как вымысел», вышедшей в начале этого года. «Он — выдающийся российский балетный и театральный продюсер, … профессионал, к которому приходят за советом по репертуару и организации гастролей... Лауреат международной премии ЮНЕСКО за мировой вклад в российское хореографическое искусство. Он — один из пассионариев нового времени, с которыми связаны наши чаяния на возрождение лучших традиций патриотического служения Отечеству». 13 апреля Валерий Сергеев назначен директором ОГАТ им. И. С. Тургенева.

Почему оставил Москву? Наверное, потому, что все «маховики», которые я в разное время запустил, исправно работают. Имею в виду более 700 концертов и программ в России и несколько сотен гастролей музыкальных театров и коллективов в разных странах. Моё концертно-гастрольное агентство продолжает «угощать» россиян лучшими артистами и спектаклями современного мирового балета, а зарубежных балетоманов — российскими звёздами. Налажена работа культурного фонда столичного правительства, к чему в последние годы я приложил немало сил. Несколько других творческих проектов реализуют мои единомышленники и партнёры... Словом, мне становится скучно работать с тем, что лежит на поверхности, что легко даётся. Я не люблю ходить проторенными дорогами, поэтому предложение поработать в российской глубинке вполне соответствует моему пониманию смысла профессии антрепренёра. Это — по сути — собиратель. Я хочу и в Орле увидеть плоды своего «собирательства» — одарённых артистов, талантливых режиссёров, интересный репертуар, средства, зрителей...

Орёл и Голубицкий не случайны в моей жизни. Я окончил театроведческий факультет Ташкентского государственного театрально-художественного института, учился у преподавателей, имена которых для посвящённых звучат как легенды. Поэтому я знаю и люблю русскую классику, знаю, каких людей взрастили для мировой литературы «мелкие воды» Орла. А с режиссёром Голубицким мы знакомы давно, по фестивалям «Русская классика» и «Серебряный век», которые он устраивал в Орле. В качестве антрепренёра я привозил орловцам спектакли Малого театра, Театра Российской армии, артистов БДТ, С.-Петербургский государственный театр оперы и балета имени Римского-Корсакова, а также другие известные театральные коллективы страны. По сей день помню, как на сцене ОГАТ триумфально прошёл бенефис народного артиста СССР Никиты Долгушина. Те, кто видел его «Икара» в Орле, и сегодня, спустя годы, помнят это гениальное исполнение.

 С Борисом Наумовичем мы люди одной «творческой крови». Доверился ему, потому что мы единомышленники в главном — в понимании значения классики для сохранения нравственной безопасности россиян. Поверьте, нужно обладать немалым мужеством, чтобы в годы, когда некоторые столичные театры позволяли и позволяют себе на потребу публике показывать откровенно пошлые спектакли с дополнительной эротической «услугой», упорно строить репертуар на классике и собирать на свои фестивали лучшие спектакли российских театров, поставленные по произведениям Пушкина, Бунина, Тургенева, Лескова, Андреева... Эта позиция Тургеневского театра вызывает не только уважение, но и желание помочь. Тем более режиссёру-педагогу, который подготовил уже три выпуска молодых актёров и заботится об их профессиональном росте. Вот поэтому я в Орле.

Без внебюджетных средств культуру сегодня не поднять. Я уже знаю, что ОГАТ не совсем забыт властями, но первое, что увидел после назначения на должность, — это автобус, на котором артисты ездят на выездные спектакли. Простите, но это преступление — возить людей в таком транспорте! Вот почему задача № 1 — обеспечить труппу достойным «выездом». Под него я уже ищу деньги. За четверть века работы в Москве я обзавёлся некоторыми связями — их и планирую использовать. Предстоят выборы попечительского совета, совета бизнесменов-меценатов. Конечно, очень жаль, что в душах людей, от которых зависит сбережение сокровищ нации, ценителей истинного искусства всё меньше, но я уверен, что со временем и бизнес Орла сочтёт для себя престижным финансовую помощь театру. Тем более что в октябре 2015 года ОГАТ будет праздновать своё 200-летие, и под этот юбилей было бы непростительным не включиться в одну из федеральных программ. Планируем также большие юбилейные гастроли по крупным городам России, за рубеж. В разработанной на 2012 — 2020 годы концепции развития театра немало и культурных мероприятий и акций, связанных с предстоящим юбилеем Орла. Но это всё позднее, а сейчас главное — системная организационная работа по воспитанию и привлечению в театр нового зрителя. Разумеется, на основе русской классики.

Воспитание зрителя — такой же непростой многолетний труд, как воспитание умного читателя, чуткого слушателя. Но в Орле и база для эстетического воспитания детей и молодёжи уникальная — мемориальные музеи писателей-классиков, театры, библиотеки, школы искусств, в которых, как мне рассказали, трудятся достойные профессионалы. На «чувства добрые» в стационарном театре работает всё — от красочной афиши на фронтоне и музейных экспонатов до сложной художественно-световой и звуковой техники на сцене. А у ОГАТ богатый опыт проведения детских спектаклей и в фойе, и в театрике Каменского, и в малом, и в большом залах. Именно на своей территории, и только на ней, театр сильнее всего способен растревожить чувства, вызвать сопереживание героям. Мы же позаботимся о том, чтобы в летние каникулы у школьников были скидки на все наши дневные спектакли, мы даже готовы организовать транспорт для привоза зрителей с пришкольных площадок в театр. Понимаете, как срочно нам нужен комфортабельный автобус!

Возможно, я амбициозен, но без этого в нашей штучной профессии делать нечего. Молодым человеком я был назначен после известного пожара руководителем дышащего на ладан Ташкентского ТЮЗа, куда билеты покупали разве что «три сестры и дядя Ваня». При знакомстве с труппой под усмешки ветеранов сцены заявил, что уже через год молодые артисты станут зарабатывать не меньше заслуженных, а в зале будет аншлаг. «Авантюрист» и «нахал» — это самые слабые эпитеты, которые я тогда услышал. Но у меня получилось, и через год я уже вывозил этот театр, ставший лауреатом многих премий, на гастроли в большие города «театральной» России. Не вижу причин, по которым не должно получиться и в Орле. При этом подчёркиваю особо: я ни-че-го не собираюсь разрушать, буду только продолжать начатое, только развивать и облагораживать на новом уровне уже сделанное до меня.

Пока не готов делиться своими впечатлениями, они окончательно не сформировались, но алгоритм отношений с областным руководством управления культуры, конечно же, буду выстраивать. Тут хотелось бы вот что озвучить: если из нескольких конкурсантов компетентная комиссия выбрала меня — с моей творческой «биографией-географией», послужным списком, всеми титулами-званиями и рекомендациями Министерства культуры, значит, в меня поверили. Поверили в то, что знаю, как делать, в какой последовательности, с какими людьми и на какие средства. Меня не нужно по мелочам дергать и контролировать, а тем более держать в кабинете: поставленные перед театром новые задачи, безвылазно сидя в кресле, не решить. Так что жду следующего этапа в развитии наших отношений.

Ольга Нестерова, заслуженный работник культуры России, заместитель художественного руководителя по репертуару Орловского академического театра им. И. С. Тургенева:

— Один из величайших балетных артистов и хореографов ХХ века Никита Александрович Долгушин назвал Валерия Сергеева современным Дягилевым. Я всю жизнь профессионально занимаюсь историей русского театра, поэтому в таком сравнении не вижу никакого преувеличения. Более того, убеждена, что в начале ХХ века Сергею Павловичу Дягилеву было куда легче «продавать» русский балет французской публике, чем в начале ХХI Сергееву пропагандировать русскую классику — русским. Наш репертуар требует особого менеджмента и разнообразных знаний. Здесь нужен профессионал, не только хорошо разбирающийся в специфике драматического искусства, его истории и современных направлениях, но и человек, искренне любящий зрителя, глубоко уважающий всех, кто творит спектакль, — от актёра и режиссёра до костюмера и осветителя. Словом, наш коллектив связывает с Валерием Юрьевичем большие надежды на перемены в театре. В том числе и во взаимоотношениях со зрителями.

«Шутники» закрыли театральный сезон

Александр Островский всегда в моде

Премьерным показом малоизвестной комедии А. Островского «Шутники» ОГАТ им. И. С. Тургенева завершил свой 197й театральный сезон. Орловская публика очень тепло встретила дипломную работу молодых актёров, выпускников Орловской студии (руководитель —
Б. Н. Голубицкий) С.Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГАТИ), щедрыми аплодисментами наградила игру ветеранов сцены — заслуженных артистов России Михаила Корнилова и Павла Легкобита.

На афише Тургеневского театра после великого земляка, чьё имя он носит уже более шести десятилетий, самый почитаемый и популярный автор — Александр Островский. В нынешнем репертуаре театра по его пьесам идут сразу несколько спектаклей. Классик попрежнему в ладах с публикой, и при свете рампы и в ХХI веке вспыхивают острые современные смыслы его старинных пьес.

Не случайно поэтому, что спектакли по Островскому становились главными дипломными работами Орловской студии, созданной в 1995 году совместно с СпбГАТИ. И в премьере комедии «Шутники» выпускников студии 2012 года выводит на сцену сам Островский...

Подготовила Валентина Новошинская

 

https://maprossiya.ru - Современные технологии обеспечения безопасности и защиты данных пользователей делают 1Win надежным.choice для тех, кто ищет гарантии финансовой безопасности и защищенности личной информации.