Что-то с памятью...

Почему у современных людей память слабеет еще в работоспособном возрасте, почему так рано снижается интеллект, что делать, чтобы до последнего дня его сохранить, – об этом рассуждает заместитель главного врача областного психоневрологического диспансера, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии медицинского института ОГУ Ольга Астахова.

– Да, проблема актуальная, о ее масштабах я сужу не только по возрастному составу пациентов нашего диспансера, среди которых все больше людей молодых и несовершеннолетних. Как преподаватель вуза тоже замечаю, что нынешние студенты и запоминают меньше и медленнее, и забывают быстрее, и способность сосредоточиться у них слабее. Такими же наблюдениями делятся и коллеги по институту, и школьные учителя, и родители.

– Этому есть причины, Ольга Алексеевна?

– Их несколько – объективных и субъективных. Среди первых – нездоровая экология, хотя наш город в этом плане относительно благополучный: он достаточно зеленый и в нем нет вредных производств.

Вторая из объективных причин – это качество питания. Перечень натуральных продуктов на наших столах в последние десятилетия сильно уменьшился. Посмотрите на этикетки в продовольственных магазинах: за редким исключением во всех продуктах – заменители, красители, химические консерванты и вкусовые добавки, влияние которых на организм, в том числе клетки мозга, еще очень мало изучены. Недавно смотрела по телевидению документальный сериал о «тайнах» самых популярных продуктов – много неожиданного и, честно сказать, страшного. В погоне за прибылями наши производители менее всего озабочены тем, чтобы пища россиян была им во благо. Сегодня содержимое наших тарелок – не врач нашему здоровью, а, скорее, враг. И эти продукты в нашем ежедневном меню. Более того, они в меню школьных столовых и детских садов.

Прибавьте бесконтрольное потребление детьми и молодежью чипсов, сладких газированных напитков, фастфудов...

– Уже этих причин достаточно, чтобы заняться целевой программой по охране детского интеллекта.

– Но интеллектуальная деградация объясняется и субъективными причинами, порожденными последними десятилетиями. Увы, технический прогресс имеет и обратную сторону. Мало того, что благодаря бытовой технике мы все меньше двигаемся и нагружаем работой мышцы, с каждым годом человеку все меньше необходимо и что-то запоминать. Номера телефонов друзей и родственников «знает» мобильник, адрес в незнакомом районе или городе покажет навигатор, арифметические действия выполнит калькулятор, все остальное: даты, фамилии, формулы, стихи, цитаты – можно узнать одним кликом мышки компьютера или смартфона. Поиск информации в справочниках, работа в библиотеке с обязательной записью информации, удлиняющей сроки ее хранения в памяти, сейчас стали лишними – все можно узнать в считанные секунды. И тут же забыть. У нас в диспансере проходят тестирование на получение водительских прав. Так один молодой человек не смог ответить на половину вопросов: не вспомнил что-то из таблицы умножения, какую-то простенькую дату, известную фамилию, европейскую столицу. Врач сделала вывод, что у него снижен интеллект и выразила сомнение в том, что ему можно садиться за руль. Парень искренне удивился: зачем же загружать мозги, если у него такой «навороченный», с большой памятью смартфон?

– Да, в мое время, если что-то нужно было крепко запомнить, учитель говорил: «это нужно знать, как таблицу умножения».

– Так должно быть и сегодня. Ведь память – это одна из основных функций головного мозга. Интеллект – это и объем знаний, и умение ими пользоваться и устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому и таблица умножения, и фамилии, и стихи, и география с историей – все это знания фундаментальные, без которых нельзя ни в мире ориентироваться, ни познавать себя.

Что касается таких факторов деградации интеллекта, а значит, и личности, как алкоголизм и наркомания, то это выбор конкретного человека. У алкоголика интеллект снижается в течение нескольких лет, у наркомана – нескольких месяцев.

– И все-таки, Ольга Алексеевна, если родители бьют тревогу, значит, не все потеряно?

– Конечно, чем раньше обращаются к специалисту, тем успешнее результаты. Помимо индивидуальных рекомендаций психолога или психотерапевта, мы обязательно предлагаем список «умных» продуктов, которые улучшают память и питают мозг. Среди них красные и желтые фрукты и овощи, в которых много витамина группы А и Б, хлеб грубого помола, какао, бобы, шоколад, яйца – два-три в неделю. Если ребенок ест мясное, то пусть это будет только натуральное мясо – никакой колбасы, копченостей-соленостей.

Разумеется, рекомендуем и режим двигательной активности. Вы посмотрите, летнее время, а во дворах только мамы с колясками да бабушки с малышами. Детей школьного возраста почти не видно – они «зависли» у компьютеров и телевизоров. А должны пропадать на детских и спортивных площадках.

– Эти рекомендации относятся и к взрослым?

– Обязательно – с учетом возраста и физических возможностей. Всем нам нужно помнить, что мозг питается двумя основными «блюдами» – информацией и кислородом. Первой его нужно кормить на протяжении всей жизни и здесь полезно все: чтение, посещение выставок, спектаклей, концертов. Пожилым людям я рекомендую кроссворды и сканворды, пазлы, заучивание поговорок и стихов – хотя бы по строчке в день. Развитию и долгому сохранению интеллекта способствуют занятия любым творчеством – от шитья-вязания до рисования-лепки. Очень полезны для всех возрастов разумное огородничество, садоводство, пчеловодство. Пока человек этим занимается, он интересуется целевой информацией, много времени проводит на свежем воздухе.

Те, кому это недоступно, должны питать «серые клеточки» ежедневными прогулками на свежем воздухе. Пример известных долгожителей подтверждает: вплоть до последних дней они сохраняли интерес к жизни, были физически активны, творили. Я имею в виду хирурга Федора Углова, сделавшего последнюю операцию накануне своего 100-летия, Юрия Любимова, в 97 лет поставившего оперный спектакль, Владимира Зельдина, в 100 лет выходящего на сцену. А вспомните наших земляков – почетных граждан Орла художника Андрея Курнакова и преподавателя ОГУ Галину Курляндскую. И в преклонном возрасте – за 90 лет – они сохраняли ясную память и светлый ум.

Словом, работу по укреплению памяти и повышению интеллекта начинать никогда не поздно. Но лучше делать это раньше, еще в колыбели...