Когда родился Орёл?

Ливцов Виктор Анатольевич

Краевед, профессор ОГУ, председатель Орловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Историк Виктор Ливцов:«Праздник Рождества Богородицы должен стать днем торжеств в честь 450-летия Орла»

Менее чем за год до 450-летия Орла многие задаются вопросом: насколько точно историкам известна дата основания города? От ответа на него зависит выбор даты празднования юбилея, правильной с исторической точки зрения. Доктор исторических наук, профессор РАНХиГС Виктор Ливцов приводит многочисленные свидетельства в пользу предположения о том, что Орёл был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемого 21 сентября. Грядущий праздник в таком случае получает особое духовное измерение. Многочисленные неоднозначные комментарии в прессе к ранее вышедшим публикациям делают необходимым обратиться к этой теме еще раз.

– Виктор Анатольевич, что и из каких источников мы знаем о дате основания Орла? В каком контексте произошло это событие?

– В начале XVI века, после русско-литовских войн, верхнеокские земли вошли в состав Московского государства.

В 1552 году к Руси было присоединено Казанское, а в 1556 году и Астраханское ханства. Однако оставалась опасность набегов крымских татар. Поэтому на границах государства создается система оборонительных линий и городов-крепостей.

Уже немолодой, по средневековым представлениям, царь Иван Грозный (ему шел тогда тридцать шестой год), только что учредивший опричнину, используя передышку в Ливонской войне и временное отсутствие татарских набегов, решает лично объехать свои южные земли весной 7074 года от сотворения мира (1565 года от Рождества Христова по тогдашнему русскому календарю или 1566 по европейскому летоисчислению). В «Полном собрании русских летописей» отмечается: «Того же месяца Апреля в 29 день царь и великий князь ездил в объезд в Козельск, в Белёв, в Болхов и в иные в украинные места от Крымские украйны… – месяца Мая в 28 день царь и великий князь из объезда к Москве приехал, а ездил государь в Украйные городы от Крымские стороны, в Козельск, в Белёв, в Болхов, в Олексин и в иные в украйные места» (Полное собрание летописей. Т. 13. Вторая половина. Дополнения к Никоновской летописи. СПб, 1906. С. 401 – 402). То есть объезд продолжался с 29 апреля по 29 мая. Видимо, именно тогда, скорее всего в конце мая, царь после Болхова посетил и место слияния рек Оки и Орлика, выбрав место для строительства Орловской крепости. Лето, вероятно, ушло на заготовку леса. Крепости тогда строились быстро – за один строительный сезон.

В дополнениях к Никоновской летописи, дошедшей до нас в двух списках, Синодальном и Александро-Невском за 7074 – 7075 годы от сотворения мира (1565 – 1566 годы от Рождества Христова), повествуется о строительстве Орла в 7075 (1566) году. Поскольку год в то время на Руси начинался с 1 сентября (праздновать новолетие 1 января стали только при Петре Первом с 1700 года), закладка города, естественно, не могла состояться ранее этой даты. Тем более, что и в летописи ранее описания постройки города Орла сообщается о событиях, происходивших в сентябре 1566 года.

Орловским краеведом Ю.В. Семеняко еще в XX веке было высказано предположение, что город заложили 21 (8) сентября. Он предположил, что определить дату закладки Орла можно, исходя из того, что она могла совпадать с моментом освящения места строительства города. Момент закладки многих русских городов обычно старались приурочивать к ближайшему церковному празднику, в честь которого освящали соборную церковь в граде. Известно, что собор в городе Орле, просуществовавший на месте слияния Оки и Орлика 200 лет, а затем разобранный из-за ветхости, вызванной наводнениями, был освящен во имя праздника Рождества Пресвятой Богородицы, празднуемого 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

Другой орловский краевед В.М. Неделин подробно обосновал в своих работах это предположение. Он указывает, что традиция закладки города в день церковного праздника и освящение в то же имя собора была широко распространена. Например, соборная церковь в Козлове была освящена во имя Покрова Богородицы, а в Новобогородске – Живоносного источника, причем в последнем случае по храму получил название и город.

Нет оснований считать, что Орёл являлся исключением из общего правила. Не случайно, когда Борис Колтовский восстанавливал Орёл в 1636 году, ему указали освятить собор в то же имя, в которое соборная церковь «наперед сего на Орле была» – во имя Рождества Богородицы. Этим самым подчеркивалась преемственность города, а также то, что восстанавливается старый, а не строится новый город. И Борис Колтовский был вынужден подчиниться этому решению, несмотря на то что он заложил восстанавливаемый после разрушений Смутного времени город в феврале.

Таким образом, дату 21 сентября с достаточной долей уверенности можно считать днем основания Орла.

Что касается даты завершения строительства, то в летописи она точно не указана, однако само упоминание об Орле помещено после сообщения о новолунии: «Лето 7075-го Сентября в 1 день, в Можайску на Добрейском яму явилося лихое поветрие… Того же лета Октября в 28 день, с понедельника на вторник, в третьем часу ночи, о полне месяца было обновление месяцу… – Того же лета повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поставлен бысть город на Поли на реке Орлее». (Полное собрание летописей. Т. 13. Вторая половина. Дополнения к Никоновской летописи. СПб, 1906. С. 404 – 405).

Однако, комментируя это известие летописи, знаменитый советский историк М.Н. Тихомиров в письме к орловскому краеведу С.И. Фёдорову отмечал, что в данном летописном свидетельстве «…сообщаются и другие сведения, помеченные 28 октября, но эти известия не имеют прямого отношения к построению Орла. Поэтому дата 28 октября не может считаться точной для указания времени построения Орла» (Фёдоров С.И. Очерки архитектуры Орла. Тула: Приокское книжное изд-во, 1992. С. 12).

Раз время окончания строительства точно не датировано, а упоминается после 28 октября, то понятно, что строительство завершилось после этого числа. Однако поскольку в летописи записи, следующие сразу за упоминанием об Орле, относятся к 6 ноября, то завершение строительства попадает в интервал от 28 октября до 6 ноября по старому стилю. Расхождение между Григорианским и Юлианским календарями на то время было не 13 дней, как сейчас, а 10. Таким образом, летописная дата завершения постройки города приходится в интервал от 7 до 16 ноября по новому стилю.

Кроме того, многие краеведы также отмечали, что, в отличие от закладки, окончание столь масштабных работ было делом условным. Возможно, еще несколько месяцев после размещения в крепости гарнизона работы продолжались.

– В такой постановке вопроса чувствуется жажда исторической справедливости. В какие даты праздновали предыдущие юбилеи Орла? И значит ли это, что мы должны связать грядущее празднование 450-летия Орла с праздником Рождества Пресвятой Богородицы?

– Показательно, что в 1966 году юбилейная сессия Орловского городского Совета трудящихся, посвященная 400-летию города, состоялась 17 сентября. С тех пор произошло значительное приращение исторических знаний, а роль православия в жизни российского общества получает заслуженное признание, так что именно день 21 сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы – может стать в 2016 году временем проведения юбилейных торжеств в честь 450-летия города Орла. В календаре этот день гораздо позже 5 августа, так что у организаторов появится полтора дополнительных месяца, чтобы подготовиться к празднованию юбилея еще лучше.

Кроме того, празднование 450-летия города 5 августа, то есть накануне его фактического основания, до наступления новолетия по правилам того времени, с исторической точки зрения будет празднованием его 449-летия. Согласитесь, это абсурд.

В последующем эта дата может ежегодно праздноваться как День основания города Орла, тем более что она совпадает с символической датой основания Русского государства. Что касается 5 августа, то оно было и остается Днем освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков — дорогим и любимым орловцами праздником, когда мы отдаем честь защитникам и освободителям нашего города.

Евгений БОРИСОВ

ettv