Главный гараж губернии

Автомобили, предназначенные для первых лиц нашего государства, – это отдельная ветвь истории отечественного автомобилестроения.

Мы продолжаем рассказ об автомобилях, на которых ездили первые секретари Орловского обкома КПСС.

От ЗИМа – до «Мерседеса»

До войны первые секретари Орловского обкома партии, скорее всего, пользовались «эмками», хотя не исключено, что до Орла могли дойти и ЗиС -101. Очень уж много их было выпущено – почти 9 тысяч. Куда интереснее послевоенная история обкомовского гаража.

Вот список первых секретарей и годы их правления:

Игнатов Николай Григорьевич 1944 – 1948 гг.

Крылов Леонид Иванович 1948 – 1951 гг.

Волков Иван Алексеевич 1951 – 1954 гг.

Васильев Федор Романович 1954 – 1955 гг.

Марков Василий Сергеевич 1955 – 1960 гг.

Игнатов Николай Федорович 1960 – 1965 гг.

Соколов Тихон Иванович 1965 – 1970 гг.

Мешков Федор Степанович 1970 – 1985 гг.

Строев Егор Семенович 1985 – 1989 гг.

Володин Николай Андреевич 1989 – 1991 гг.

К сожалению, достоверную информацию удалось найти, лишь начиная с Н. Ф. Игнатова, то есть с 1960 года. Известно, что в распоряжении Николая Федоровича находился ГАЗ -12 (ЗИМ). Трудно сказать, стал ли Игнатов первым среди орловских партийных лидеров обладателем зима, или этот автомобиль достался ему в наследство от предшественника, Василия Маркова. Возможны оба варианта, поскольку ЗИМы массово (более 2000 автомобилей в год) начали производить в 1950 году, и к 1955 одна из машин по административной лесенке вполне могла дойти до Орла.

Итак, в период правления Н. Ф. Игнатова обкомовский гараж располагал одним автомобилем ГАЗ- 12. В 1965 году Игнатова на посту первого секретаря обкома сменил Соколов. Тихон Иванович закономерно унаследовал служебный ЗИМ, и именно при нем главный гараж области пополнился еще одним автомобилем ГАЗ- 12. Относительно новая машина оказалась в распоряжении Соколова, а «престарелый» аналог достался председателю обл исполкома.

Впоследствии оба ЗИМа были списаны и переданы в ведение областной больницы № 2 Четвертого главного управления Минздрава СССР (с 1973 года – «обкомовской поликлиники»), располагавшейся в уютном особнячке на улице Горького. После того, как эти машины выработали все мыслимые ресурсы, их распилили на металлолом.

Следует подчеркнуть, что теоретически в середине 60 х в распоряжении первых секретарей Орловского областного комитета партии могли оказаться и списанные из Москвы ЗИС- 110, но не сложилось. Дело в том, что распределение автомобилей высшего класса из столицы по регионам не осуществлялось механически, а зависело от ряда политических факторов – достижений той или иной области на общесоюзном фоне, личных отношений между первым секретарем и московским начальством и т.д. и т.п. Видимо, в Москве посчитали, что «110- го» руководство нашей области не заслужило.

В 1970 году пост первого секретаря обкома партии занял Мешков. Эту должность Федор Степанович занимал 15 лет – вплоть до 1985 года. Все это время служебным автомобилем Мешкова была «Чайка» ГАЗ -13. Разумеется, не одна единственная. Происходила естественная ротация: из Москвы приходили относительно свежие машины, какое то время на «Чайке» ездил сам Мешков, затем поступал очередной автомобиль, а мешковский передавался чиновнику рангом ниже или в один из ведомственных гаражей. Вообще, 13 х «Чаек» в обкомовско исполкомовском гараже было довольно много. Надо сказать, что особого выбора у Мешкова и не было. Правительственный ЗиЛ ему не полагался по статусу, а производство новых «чаек» ГАЗ -14 началось лишь в конце 1977 года. До Орла в период правления Федора Степановича эти машины добраться не успели.

Первым обладателем 14- й «Чайки» стал Егор Строев, сменивший Мешкова на посту первого секретаря обкома в 1985 году. ГАЗ- 14 в Орле успел побывать в единственном экземпляре. С середины 80 -х партийно бюрократическая система начала расшатываться и давать сбои. В результате, когда строевская «Чайка» выработала свой ресурс и пришла пора обзаводиться новым автомобилем, Егор Семенович не стал ждать милости от московских чиновников, а пересел на «Мерседес». «Предпенсионного» возраста ГАЗ -14 отправили обратно в Москву.

Зато известно, что Строев периодически выписывал из столицы так называемые «догонялки» – «Волги», внешне не отличимые от серийных, но оснащенные восьмицилиндровыми моторами и автоматическими трансмиссиями. Такие машины мелкосерийно выпускались для КГБ, чтобы бойцы невидимого фронта могли без проблем следить за иностранными дипломатами, раскатывающими по столице на мощных иномарках. Кроме того, быстроходные «Волги» использовались в сопровождении правительственных кортежей. «Догонялки» на базе 21 -й «Волги» назывались ГАЗ -23, а на базе 24 -й – ГАЗ -24 24. Правда, в обкомовском гараже эти машины не эксплуатировались. Обычно Строев награждал ими отличившихся председателей колхозов.

Все последующие первые лица Орловщины (после «разгона» КПСС в 1991 году бразды правления перешли к исполнительной власти под руководством главы администрации Орловской области, с 1996 года – губернатора Орловской области) в качестве служебных машин использовали и используют поныне иномарки представительского класса.

Константин АНДРЕЕВ

ettv