Стало чище

Морозов Вячеслав Николаевич

Депутат Орловского горсовета по избирательному округу № 34, член фракции КПРФ, председатель территориальной депутатской группы

Но правовые пробелы по-прежнему мешают коммунальщикам 

На минувшей октябрьской сессии горсовета слушался отчет о работе администрации Орла по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Есть подвижки

А мне помнится заседание с такой же повесткой дня год назад. Уйма претензий от депутатов, Роспотребнадзора, жителей города... Бурные дискуссии. На нынешней же – все проходило спокойно. Что же изменилось за год?

Об этом говорится в решении самой сессии: «Подвижки произошли в организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в пределах сектора частной жилой застройки города, более эффективно осуществляется вывоз ТБО от жителей многоквартирного жилого фонда и хозяйствующих субъектов».

– Уже одно то, что убран левый берег Оки, говорит о многом, – восклицает депутат Вячеслав Кленов. – Никогда раньше не убирался, а в этом году убрали. Ликвидированы аж 102 стихийные свалки!

Еще в прошлом году администрацией Орла была создана рабочая группа по оптимизации системы сбора и вывоза ТБО в частном секторе. Совместно со специалистами проведен анализ накопления отходов на конкретных площадках, по результатам которого разработан реестр мест сбора ТБО. Площадки распределены по категориям: используемые многоквартирным жилым фондом (с указанием статуса размещения земельного участка) и в секторе частной застройки. Это позволило закрепить ответственных за состояние площадок.

Неопределенный круг

Давно стала притчей во языцех свалка на ул. Карьерной. Только в этом году ее расчищали раза четыре. Но она снова, как голова дракона, возрождается. И в том, что сюда подкидывают мусор в основном из проезжающих машин, не раз удостоверялись проверяющие. Но не держать же там круглосуточный пост!

По предложению рабочей группы такие площадки, активно используемые так называемым неустановленным кругом лиц, были выделены в реестре также в отдельную категорию, что дало основания направить на их расчистку целевые средства из городского бюджета. Управление коммунальным хозяйством оценило стоимость регулярной уборки этих площадок, организовало торги на право заключения договоров подряда. Победителем стало ООО «Экотек». Сегодня этот перевозчик обслуживает 27 таких площадок, используя современную мусоровозную технику и вместительные емкости типа «евроконтейнер».

Всего в текущем году на ликвидацию стихийных свалок в бюджете Орла предусмотрено около 6 млн рублей. За счет этих средств уже вывезено свыше 5 тыс. кубометров мусора.

Стихийные свалки постоянно выявляются и ликвидируются.

В текущем году продолжился (за счет средств городского бюджета) и регулярный вывоз ТБО с 12 контейнерных площадок с бункерами повышенной емкости, что позволило значительно улучшить санитарное состояние улиц Городской, Поселковой, Колхозной и ряда других.

Правовой пробел

Однако главную головоломку сегодняшнего дня даже рабочей группе пока так и не удалось разрешить. Напомним, что сейчас по закону никто не может заставить жителей частных домов заключать договор со спецавтобазой или с другим перевозчиком на вывоз отходов. И чуть ли не каждый второй житель частного сектора пользуется этим правовым пробелом и выбрасывает свой мусор – кто на площадки рядом расположенных многоквартирных домов, кто на несанкционированные свалки, а кто и просто на проезжую часть. В итоге все это приходится убирать спецавтобазе себе в убыток. Как тут быть?

Более того, городские власти ничего не могут поделать и с многочисленными торговыми точками, которые экономят на вывозе отходов, подсовывая их в контейнеры жилых домов или на несанкционированные свалки. Порой это принимает просто массовый характер.

Депутат Вячеслав Морозов, например, был вынужден на одной из сессий поднять вопрос о ситуации на ул. Приборостроительной, где проходят ярмарки выходного дня. Раньше на этом участке улицы стояли специальные контейнеры для ТБО, но во время недавнего ремонта дорожного полотна их убрали и на место не вернули. Теперь, как жалуются жильцы этой улицы, мусор с ярмарки у них во дворах.

Но с ярмаркой еще можно понять: торговые точки там временные, обустраивать их некогда... А сколько в городе стационарных, откуда мусор также тащат в контейнеры жилого сектора?!

– Так, может, при выдаче предпринимателям разрешения на открытие торговой точки одним из условий должно стать требование оборудовать контейнерную площадку? – поинтересовались депутаты.

– Увы, – отметает это предложение глава администрации города Михаил Берников. – Два года назад был протест прокуратуры на такие действия. Однако, что предприниматели действительно обязаны, – это иметь договор на вывоз отходов. Есть нормативы, которые высчитывают в Рос потребнадзоре, и на такой объем должен быть договор.

Но зачастую отходов бывает больше, чем предусмотрено нормативом, и владельцы торговых точек, чтобы не платить дополнительные деньги за вывоз, дают поручения продавцам выносить мусор на площадки ближайших домов.

Слабый – к сильному

Год назад слабым звеном в цепочке «сбор – вывоз – утилизация ТБО» называли полигон. А МУП «Спецавтобаза» снаряжали туда на помощь. И не только ему. В отличие от коммерческих организаций, МУП не могло отказаться от заданий: сделай, а потом как-нибудь заплатим. Итог – на предприятии старая техника, нехватка денег на запчасти и топливо, долги по зарплате, угроза банкротства...

В начале осени с состоянием этого МУПа разбирался лично губернатор. И предложил объединить спецавтобазу с развивающимся областным предприятием ООО «Дорожная служба». Эта идея уже реализуется. ДС выиграла контракт на уборку города до конца года стоимостью 28,7 млн рублей и часть функций передала по субподряду МУПу. Такой опыт сотрудничества у предприятий уже был в прошлом зимнем сезоне. Правда, для спецавтобазы он оказался с ложечкой дегтя. Отработав также на субподряде, МУП долго не могло получить свои деньги, пришлось даже приостанавливать работу.

Сейчас, по всей видимости, речь идет о более тесной интеграции, хотя в областной администрации подчеркивают, что речи о слиянии предприятий пока нет, по крайней мере, до конца года.

Поэтому и опасений по поводу возможных сокращений в коллективе спецавтобазы (сегодня здесь работает около 450 человек) быть не должно. Тем более, что в ближайшие три года власти обещают пополнить уборочный автопарк грейдерами, КДМ нового поколения и даже «пылесосами» для дорог и тротуаров. На это планируется потратить 300 миллионов рублей. Только вот сегодняшний субподряд придется выполнять, видимо, на той же старой технике.

Борис МУТАФ

ettv