Распродажа в ПАТП: развал или спасение?

Вдовин Михаил Васильевич

Вдовин Михаил Васильевич - депутат Орловского областного Совета народных депутатов, первый заместитель председателя облсовета, руководитель фракции «Единая Россия»
депутат Орловского областного Совета народных депутатов, первый заместитель председателя облсовета, руководитель фракции «Единая

Но особую полемику вызвало предложение о согласовании продажи административно-бытового корпуса МУ ПАТП-1, закрепленного за этим предприятием на праве хозяйственного ведения. Объект этот солидный — трёхэтажное здание площадью 3055 кв. метров. Но суть спора в другом: не станет ли такая распродажа началом развала всего предприятия? Необходимость предлагаемой сделки в пояснительной записке управления муниципального имущества и землепользования администрации Орла обосновывается тяжёлым финансово-экономическим положением МУ ПАТП-1.

Несбалансированная тарифная политика, некомпетентность руководства в формировании структуры и штата, бесконтрольность в сборе выручки, непрофессиональное ведение бухгалтерского учёта, неэффективное использование муниципального имущества, а также иные факторы стали причиной предбанкротного состояния предприятия. Правда, спросить за все эти упущения сегодня конкретно не с кого: в последнее время руководители здесь менялись, что называется, как перчатки. В записке упоминается, что сейчас администрацией города принимаются меры по выходу из ситуации: увеличение размера субсидий по льготным перевозкам и тарифа на проезд, переход предприятия на экономически выгодную систему налогообложения, оказание финансовой помощи из резервного фонда мэра, безвозмездная передача подвижного состава... Но и они не могут принести результат одномоментно. Накопившиеся за несколько лет долги предприятия достигли максимального уровня. — А что означает «максимальный уровень»? — попросили уточнить депутаты. — Если раньше удавалось договориться с кредиторами, то сегодня это уже стало проблематично, — объясняет начальник управления муниципального имущества и землепользования Сергей Гридяев.

«Может, всё же есть и другие пути, чтобы обойтись без распродажи недвижимости?», — продолжают выспрашивать члены комитета. — Есть. Взять и ликвидировать предприятие, — горячится директор ПАТП Алексей Белых. Но берёт себя в руки: «Конечно, у нас предусмотрен целый комплекс мероприятий, не только продажа зданий. Но сейчас нужна большая сумма, и срочно». А хватит ли вырученных средств, чтобы погасить долги? Увы, кто может пообещать, что обязательно найдётся щедрый покупатель? По предварительной оценке, от продажи АБК транспортники рассчитывают получить 40—45 млн. рублей. Долги же предприятия сейчас составляют 57 млн., из которых 26 млн. — бюджетный кредит, срок возврата которого наступает в следующем году. Так что, если пойдёт по плану, основной долг (а это — налоги и сборы, а также зарплата) будет погашен. — А где вы людей будете собирать, например, чтобы планёрку провести, если здание потеряете? — беспокоится депутат Игорь Рыбаков. С этим Белых как раз не видит проблем. Находили же, где собираться в 70-х годах, когда комплекса не было, а штат превышал 500 человек.

Есть ремонтная база, туда перейдёт и административный персонал. — Всё же выгоднее было бы продавать весь автокомплекс, так и покупатель найдётся быстрее, и денег можно получить больше, — не сдаётся Рыбаков. Ему, как предпринимателю, наверное, виднее. По словам депутата, в начале 90-х мы уже пережили подобное. Многие хватали предприятия в собственность, а потом не знали, что с ними делать, распродавали по частям. Производственникам же, пришедшим им на смену, пришлось заново всё выкупать и строить. В самом деле, и сегодня есть в городе примеры, когда у одного предпринимателя оказались электрические сети бывшего завода, у другого — трансформатор, у третьего — дорога. И они никак не могут договориться, как всем этим вместе распорядиться. Однако вариант с продажей предприятия целиком осуществить тоже непросто. Как пояснил Гридяев, потребуется сперва приватизировать всё имущество, а потом реализовать пакет акций. Пока всё это произойдёт, ПАТП перестанет существовать. — Но даже если мы дадим «добро» на продажу, разве деньги появятся тут же? — спрашивают депутаты. — Пока объявите аукцион, пока пройдут торги, потом надо ждать, когда покупатель рассчитается... Наступит весна. — Действующее законодательство позволяет продажу имущества и без торгов, по прямому договору с покупателем, — поясняет Гридяев. — Для этого достаточно публичного сообщения, например объявления в газете, с предложением о продаже. Тогда у противоположной стороны возникает другой вопрос: а кто гарантирует, что в таком случае имущество не будет продано за сто рублей? Про сто рублей — явное преувеличение, от такой сделки гарантия стопроцентная. Но то, что объект может уйти по цене ниже рыночной стоимости, как выясняется, не исключено.

Ссылки на независимых экспертов, которые отвечают за свою работу репутацией и деньгами, — очень слабый аргумент. Однако и предложение депутатов установить нижний порог стоимости объекта тоже не принимается: у них нет полномочий на такие ограничения. — Подобное предприятие городу в любом случае нужно, — резюмирует разговор председатель комитета Михаил Берников. — Тогда, может, на базе нынешних автобусов создать новое предприятие? А долги оставить в старом? Всплывает и вариант — присоединить ПАТП-1 к трамвайно-троллейбусному предприятию. Ведь была же такая идея? Была, но, оказывается, дальнейшего развития не получила. По крайней мере, на заседании комитета никто не смог сказать, есть ли в ТТП возможность приютить муниципальные автобусы, достаточна ли ремонтная база? И наконец, как смотрит руководство ТТП на то, чтобы повесить себе на шею 57 млн. рублей долга? Но то, что такая идея не безнадёжна, подтверждает хотя бы тот факт, что ряд частных предпринимателей уже размещают свои автобусы в троллейбусном парке, пользуются услугами механика, медиков, ремонтников. В Орле давно муссируется и тема муниципального заказа на социально значимые перевозки. — Сегодня, — рассказывает начальник управления транспорта и дорожного хозяйства администрации Орла Сергей Стасюлевич, — из 24 маршрутов ПАТП-1 большинство нерентабельны.

Причины известны: на муниципальном предприятии лежит львиная доля перевозок льготных категорий пассажиров. Возьмём, к примеру, 56-й маршрут, там хоть и всего один автобус, но перевозит он из района Силикатного завода и ул. Михалицына до больницы Боткина практически только льготников. Если многие частники выезжают на маршруты на час-два в утреннее и вечернее пиковое время, когда можно собрать деньги, то муниципальный транспорт находится на линии с 6 часов утра до 22 часов вечера. А в ранние часы коэффициент наполняемости автобусов составляет всего 0,2 — 0,3. Примерно та же ситуация и вечером. Как заработать на таких маршрутах? «Но и то, что сейчас предлагается, — это просто затыкание дыр, — считает зам. председателя горсовета Михаил Вдовин. Продажа части предприятия фактически его угробит. Продадим здание, потратим деньги, а дальше что? Снова скажем: «Не получилось». И всё же, пока в кабинетах идут споры, как вывести ПАТП из тупика, продавать имущество или нет, автобусы надо выводить на линию, работникам платить зарплату. И меры нужны срочные. Поэтому депутаты договорились собраться по этому вопросу до сессии ещё раз. Тема ПАТП, кстати, была в повестке дня и другого комитета горсовета — по транспорту и дорожному хозяйству. Вероятно, она будет поднята и на предстоящей сессии. Появятся ли на ней судьбоносные для транспортников решения, покажет уже завтрашний день.

ettv