Острые углы круглого стола

Петров Анатолий Николаевич

Генеральный директор ЗАО «Жилстрой», заслуженный строитель России, депутат Орловского горсовета нынешнего и предыдущего созывов,

Бойко Александр Сергеевич

заместитель главы администрации г. Орла по вопросам городского хозяйства

Проблемы программы капитального ремонта многоквартирных домов обсудили в формате круглого стола власть, общественность и специалисты ЖКХ. Встреча была организована редакцией еженедельника «АиФ Орел». В дискуссии принял участие первый заместитель врио губернатора Орловской области Александр Бударин.

О расчетах и тарифах

Тональность встрече задал руководитель регионального отделения Общества потребителей России Валерий Курман. По его мнению, при формировании программы капремонта для Орла не отработан в полной мере ни один из ее разделов: методологический, финансовый, инженерно технологический.

К примеру, в орловской программе дома, подлежащие капремонту, классифицированы по трем типам, а в Омске — по 168 -и. Более того, в методических рекомендациях федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ предлагаются и вовсе 3229 типов домов! А ведь каждый из них требует своего перечня работ и, соответственно, индивидуальных объемов финансирования.

Кстати, о перечне работ. В орловским варианте программы не предусмотрен кап ремонт электросетей. При том, что в большинстве старых домов электропроводка и щитовые на этажах рассыпаются в прах.

Да и предлагаемые расценки работ вызывают недоумение: стоимость капремонта квадратного метра холодного водоснабжения на 300 рублей дороже, чем водоснабжения горячего, причем с установкой прибора учета тепловой энергии. Хотя для любого специалиста очевидно, что должно быть наоборот.

По мнению Курмана, в основу разработки местной программы положены не продуманные расчеты, а умозрительные заключения. И немудрено при том, что в штате регионального Фонда капремонта работают семь человек, тогда как в Новосибирске разработкой методик этой важнейшей программы занимаются 70 специалистов. Орлу просто необходим единый центр, который бы разрабатывал проектно сметную документацию. В противном случае специализированные коммерческие структуры попросту обдерут, как липку, жителей, которые будут ее заказывать.

Отдельная тема – тарифы, по которым будут рассчитываться ежемесячные «капремонтные» платежи. Как утверждает В. Курман, для разных типов домов они реально должны составлять от 10 до 20 руб. за кв. метр. Установленные у нас 6,20 руб. изначально превращают программу в классическую финансовую пирамиду. Бюджетное софинансирование будет носить плавающий характер – сегодня густо, завтра пусто (обязательной строки капремонта в бюджете нет). Поэтому повезет первым участникам. Жители же относительно новых домов помогут «чужому дяде», но сами впоследствии останутся ни с чем.

О госгарантиях

Тему накопления средств населения на капремонт продолжил руководитель городской школы домкомов Рафаил Исламгазин. По предварительным расчетам, за 30 лет действия программы капремонта от населения в банки на эти цели поступит 130 млрд рублей. Эти деньги, по существу, никак не защищены в случае банкротства банков или иных форс мажоров. В том числе и те, что будут накапливаться не у регионального оператора программы капремонта, а на спецсчете. Хотя бы потому, что банкиры дадут под них не более 4% в год, и средства попросту подъест инфляция. Кроме того, деньги не застрахованы на случай банкротства банка. Жителей, решившихся открыть спец счета, ждут и другие подводные камни. В таком случае регоператор автоматически устраняется от администрирования всей дальнейшей работы: выпуска платежек, борьбы с должниками, подготовки проектно сметной документации, отбора подрядчиков, контроля и приемки капремонта. В каждом ли доме жители смогут справиться с этим?

Все вопросы должны быть проработаны законодательно: собственники жилья, вынужденные оплачивать отныне 80% капремонта, ждут от государства четких гарантий стабильности происходящих процессов, уверен Рафаил Исламгазин. А начать можно с того, что не требует изменения федеральных законов: в частности, ввести в попечительский совет регионального фонда представителей собственников. Совет создан, но пока в его составе сплошная номенклатура. Более того, сейчас, по словам Исламгазина, в него включаются крупные производители и продавцы стройматериалов, руководители строительных фирм. То есть к управлению огромными средствами фонда подбираются самые что ни на есть заинтересованные люди.

Порядок сейчас

Строитель с 40- летним стажем депутат горсовета Анатолий Петров, принявший на себя обязанности домкома в своем многоквартирном доме, напомнил очевидную вещь: если с первого дня обеспечивать надлежащее содержание нового дома, своевременно менять элементы, отслужившие срок службы, можно значительно отодвинуть сроки капремонта. Значит, прежде всего, нужно навести порядок в обслуживании домов управляющими компаниями, в текущих ремонтах и профилактике. УК должны расходовать средства жителей на содержание домов, а не на собственные нужды.

Ремонтировать бесполезно

Неожиданный поворот дискуссии придал заместитель главы администрации Орла Александр Бойко. За 30 лет в Орле предстоит отремонтировать более двух тысяч многоквартирных домов, в том числе за ближайшие пять лет — почти 500. При этом пятая часть жилфонда — ветхие одно двухэтажные дома с деревянными перекрытиями. Первым в городском перечне капремонта стоит дом 1846 года постройки, рядом еще более сотни домов, возведенных до 1917 года. Вкладывать собранные со всего населения деньги в их ремонт — при том что замена деревянных перекрытий не входит в перечень работ – бессмысленно. Значит, включать такие дома в программу капремонта нецелесообразно. Правильнее признать их аварийными. Но на этом пути городские власти натыкаются на «мину с сюрпризом»: переселение жителей из такого количества аварийных домов обойдется в десятки миллиардов! Этот вопрос может быть решен, только если областное правительство найдет убедительные аргументы для федерального центра.

Директор регионального фонда капремонта Ольга Павлова не стала тратить время на оправдания по существу прозвучавших претензий, а подтвердила необходимость проведения мониторинга технического состояния жилфонда. И согласилась с тем, что программа капремонта требует более тщательной методологической проработки. Если хотите, целостной идеологии, когда разрозненные сегодня сегменты соединяются в единый механизм.

Финал

Александр Бударин разложил по полочкам замечания и предложения участников дискуссии. Так, он полностью поддержал идею участия представителей общественности в попечительском совета фонда. По поводу методологии заметил, что речь идет о капремонте не домов, а общедомового имущества, при котором классификация типов домов и перечень работ используются в сокращенном варианте. Напомнил, что только в 131- й федеральный закон уже внесено 296 изменений и дополнений, а в целом в сфере ЖКХ действует около 1 млрд нормативно -правовых актов! Главным риском назвал возможность увода средств.

– Мы будем продвигаться вперед по мере наработки опыта. И то, что допускается в плане законотворчества на уровне региона, нужно делать уже сейчас, – подытожил он.

ettv