Портрет с акцентом

18 июля в Орловском музее изобразительных искусств открылась выставка живописи Александра Шилова «Они сражались за Родину». Экспозиция будет работать месяц. Пресс -конференция известного художника Александра Шилова с орловскими журналистами расставила акценты не только на работах, но и на личности самого мэтра.

Выставочный проект «Они сражались за Родину» развернут по городам героям и воинской славы. Идея сделать передвижную выставку воплотилась в жизнь при поддержке президента Путина. Экспозиция включает 31 портрет. Орёл – третий город после Брянска и Курска, в который знаменитый художник приезжает на открытие. В этом году планируется выставка в Севастополе. В следующем творческими площадками станут Тула, Великий Новгород, Псков, С. Петербург. С вопросов на патриотическую тему началось и общение с автором на пресс конференции в Музее искусств.

– Как вы считаете, у художника должна быть гражданская позиция, отражающаяся в его работах?

– А как же?! Картина – это одновременно отношение к тому, что делается. Если, конечно, художник владеет мастерством, а не кляксы на холсте ставит. Тогда сразу видно, что он из себя представляет.

– Александр Максович, расскажите о героях своих работ…

– В общем то я писал независимо от воинских званий, герой он Советского Союза или нет, генерал он, маршал или рядовой. Вот, например, портрет пулеметчика Шорина. Простой сержант. В 19 лет потерял в сражении за Псков обе ноги. Не спился, не опустился, не ходил по электричкам с протянутой рукой. Настоящий русский солдат. Я его изобразил на фоне «хрущевки», потому что со стороны местных властей было жестоко не предоставить ему для жизни нормальных условий. Он жил на пятом этаже, без лифта. Поднимался туда на деревянной тележке с подшипниками, держась за перила лестницы, уму непостижимо как… Здесь есть портреты самых разных людей, которых объединяет одно – любовь к Родине.

– Сегодня есть художники, которые могут войти в историю?

– На этот вопрос ответит время.

Останется ли в истории сам автор, время, по видимому, уже ответило.

– Мое искусство востребовано, – говорит художник. – Люди после каждой персональной выставки просят сделать ее постоянной. Я обратился в Госдуму с предложением отдать все, что у меня есть. Так создали Государственную картинную галерею. Я не фараон, с собой все не унесешь.

Утвердилось мнение, что Александр Шилов хотя и автор портретов в традиционном романтическом стиле, но реалист. Его кредо – знание не только характера, но и анатомии, а за всем этим лежит титанический труд. Может быть, поэтому он преклоняется перед мастерами эпохи Возрождения, ценит картины передвижников, восхищается Репиным… и абсолютно не восприимчив к различным современным течениям в искусстве.

– Помимо реалистической школы живописи, есть масса различных направлений. Есть ли в этих нишах любимые художники?

– Это не направления, это оправдания своего неумения. Искусство основано на величайшем исполнительском мастерстве. Вот почему все великие художники всю жизнь работали над собой. А не так: здесь кружка пива, здесь стакан водки, а в ноге кисть. Выдавать это за новое направление смешно. Я там искусства не вижу. Искусство – взять краски и создать жизнь, заключенную в раму.

Уже давно никто не рассуждает о том, что такое в его творчестве хорошо и что такое плохо, ведь у художника есть признание, статусы и множество поклонников. Правда, случается, не всем нравится «фотографичность» его работ или их скрупулезная прописка. Однако далеко не всякий (даже очень талантливый) художник сможет, к примеру, так мастерски прописать руки человека или морщины на лице, как в портретах «Моя бабушка», «В день рождения Ариши», «Зацвел багульник», «Партизан»….

– Как работаете с натурой?

– Прежде чем писать, художник должен чувствовать натуру, внутренний мир и характер человека. Иначе работа будет «мертвой». Я все пишу с натуры.

– Сколько времени писали дымок от сигареты? Она все время горела?

– Да, горела. Примерно минут десять писал.

– Самый долгий по времени портрет остался у вас в памяти?

– Мне безразлично, сколько я его писал по времени. Мне важен результат. И за один сеанс можно написать, но вопрос в том – как? Но чтобы сделать за один сеанс этюд, за который не было бы стыдно, надо пройти большую академическую школу, иначе ничего не получится.

– Сейчас вы чему то учитесь?

– Всю жизнь учусь. Художник должен видеть недостатки своих работ и их исправлять, тогда он будет расти. Я всегда недоволен работой полностью. Если буду доволен, превращусь в Нарцисса или перестану расти как художник.

Елена МАР

ettv