Ощущение чуда

«Сохраним и передадим потомкам» – этот девиз стал названием открывшейся в Орле выставки, на которой будущие архитекторы продемонстрировали свои таланты в создании православных храмов… из бумаги.

Изготовлением архитектурных макетов люди занялись, должно быть, одновременно с возникновением основательного строительства.

Возможно, первый архитектор представил первому прорабу свой оригинальный макет, созданный из прутиков и рыбьих костей, а быть может, взял да и слепил креативную конструкцию из глины. Во всяком случае, в гробницах Египта до сих пор находят глиняные миниатюры домов и храмов. И уж совершенно точно известно, что в античной Греции перед местной культурной общественностью было принято презентовать макеты из воска и дерева. Макетированию и сегодня отводится важное место в творческом учебном процессе, ведь будущие Гауди, Ле Корбюзье и Баженовы должны не только фонтанировать идеями, но и уметь работать руками.

«Сохраним и передадим потомкам» – этот девиз стал названием выставки, на которой студенты второго курса АСИ Приокского государственного университета представили макеты православных храмов, выполненные из бумаги. При взгляде на строгие и одновременно изящные силуэты белоснежных церквей, возникает особое праздничное ощущение чуда. Одновременно удивление и восхищение мастерски выполненной работой. В ряде макетов (таких, к примеру, как работа Марии Кириловой) ребята демонстрируют тончайшее, почти ювелирное мастерство.

Работа над выставкой дала возможность студентам не только приобрести технические навыки, но и ознакомиться с некоторыми особенностями объемно-пространственной композиции, поработать с бумагой как одним из материалов для изготовления архитектурных макетов. Координатор выставки и автор проекта Алла Гавриленко считает, что студентам удалось воплотить и даже развить предложенную идею.

Алла Гавриленко, доцент кафедры «Архитектура» АСИ Приокского государственного университета:

– На практических занятиях студентам была предложена концепция создания православного культурного центра в комплексе с храмом. Ребята восприняли это с интересом. Они много работали в плане поиска литературных источников по этой тематике, собрали большой подготовительный материал, что и отразилось в представленных макетах. Задача была в том, чтобы студенты в процессе работы не только познавали историю нашего отечества, с уважением относились к прошлому, настоящему и будущему, но и гордились дошедшими до наших дней культурными ценностями православия.

Кстати

Первая выставка бумажной архитектуры открылась 1 августа 1984 года в редакции столичного журнала «Юность». Появившись вместе с участием молодых архитекторов в международных конкурсах архитектурных идей как реакция на застой в советской архитектуре 1970-80-х годов, бумажная архитектура развилась в особый жанр современного изобразительного искусства, сочетающий черты архитектурного проектирования, концептуализма и станковой графики.

За короткое время проекты бумажной архитектуры завоевали более 50 наград на международных конкурсах, преимущественно в Японии. На волне перестройки выставки работ «бумажных архитекторов» прошли в галереях и музеях по всему миру; теперь их произведения есть не только в архитектурных музеях Москвы и Франкфурта, но и в Третьяковской галерее, Русском музее, галерее Метраполитен в Нью-Йорке, музее Виктории и Альберта в Лондоне. Таким образом, бумажная архитектура оказалась вписана в историю как русской архитектуры последней четверти ХХ века, так и современного изобразительного искусства.

Андрей ТУРБИН

Фото автора