Бомба замедленного действия

Под Орлом при раскопках советского самолета поисковики обнаружили и бомбу времен Великой Отечественной войны. Наш журналист был свидетелем происшедшего. 

Самолет

В пятницу, 13 ноября, группа журналистов выехала в поле под деревней Цветынь Орловского района, где поисковое объединение «Огненная дуга» обнаружило обломки советского самолета времен Великой Отечественной войны.

Первоначальная информация пришла от жительницы Цветыни Валентины Васильевны Каревой. Тогда она была пятнадцатилетней девчонкой и, кстати, помогала родителям прятать летчиков сбитого неподалеку пикирующего бомбардировщика Пе-2. Но вот место падения второго самолета могла определить весьма приблизительно.

– Недавно информацию подтвердили двое местных жителей, слышавших об этом от пожилых родственников. Их сообщение позволило сузить район поисков до радиуса в полкилометра, – рассказывает председатель молодежного поискового объединения «Огненная дуга», заведующий музеем Орловского филиала РАНХиГС Николай Андреев.

– Ведем раскопки второй день. А место начали искать с середины августа. Вышли на «точку» с помощью лопат и металлоискателя, выбрав предварительно верхний слой грунта – все, что растащили плугами по огромному полю. Распашка этого поля сильно затруднила поиски. Пока вышли на место падения, собрали более 4 тысяч мелких фрагментов.

Воронку на месте падения закопали, по свидетельствам очевидцев, в 1957 году. Впрочем, бывает, и воронка в наличии, а самолет находится не там. С такими случаями поисковикам на Орловщине приходится сталкиваться часто: вся земля во время боев была изуродована взрывами.

– Сейчас, когда нам удалось поднять звездообразный двигатель, винт и фрагменты радиостанции, можем предположить, что на глубине четырех метров покоится советский легкий бомбардировщик Су-2, – показывает Николай Анатольевич драгоценные трофеи.

Нежданная находка 

Подходим к краю ямы, из которой экскаватор выбирает грунт. Из ковша вываливается некий предмет, напоминающий обрубок дерева, покрытый толстым слоем земли и глины. Экскаваторщик пытается зацепить его еще раз, однако только подкидывает, словно футбольный мячик. Мы еще ничего не понимаем, но у руководителя поисковиков опыт и отменная реакция.

– Всем отойти от ямы! Это 50-килограммовая авиационная бомба, – кричит Николай Анатольевич и, раскинув руки, оттесняет на безопасное расстояние студентов-поисковиков и журналистов.

Вызваны взрывотехники орловского МЧС. До их приезда о продолжении раскопок не может быть и речи. Поэтому продолжаем беседу. Выясняется, что в этих раскопках участвуют представители трех поисковых отрядов: «Безымянный солдат» (РАНХиГС), «Факел» (институт культуры) и «Ермолов» (ОГУ).

Летчик считается без вести пропавшим пока не найдут его останки или не установят место падения самолета. И поисковики занимаются возвращением имен из небытия.

Фортуна поисковиков

Бывают удачи: к примеру, есть на примете один самолет рядом с лавровским аэродромом. Поисковики еще не видели сам самолет, но уже знают фамилии членов экипажа. Повезло, нашелся очевидец, который видел и запомнил боевые награды: у летчика – ордена Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, а у стрелка — медаль «За отвагу». В архивах нашли информацию об экипаже, погибшем при налете на Лаврово 13 июля 1943 года, полностью соответствующем и по наградам, и по возрасту. Летчики были похоронены местными жителями рядом с местом падения самолета.

А недавно поисковики поднимали самолет в Хотынецком районе. Пробовали сделать это еще в 2014 году, но промахнулись всего на 18 шагов. За место удалось зацепиться только с помощью глубинного металлоискателя. Впрочем, на приборы полностью полагаться нельзя. Недавно сканер показал что-то на глубине шести метров. Стали копать — оказалось, слой грунтовой воды.

Сейчас в базе поискового объединения поименно представлены данные на 2,5 тысячи летчиков, погибших на территории Орловской области. Среди них летчики штурмового авиационного 618-го полка. Полк практически полностью погиб на первом же боевом задании при налете на орловский аэродром 6 мая 1943 года.

Главной удачей сегодняшнего дня Николай Андреев считает подъем двигателя. По номеру на нем можно будет узнать серийный номер самолета и фамилии членов экипажа. Правда, трудно сказать, сколько времени это займет. Обычно на раскопки самолета уходит две-три недели. Столько же – на установление фамилий летчиков если есть хоть какие-то подсказки. Но вот имя одного из пилотов поисковики устанавливают с 2011 года, просмотрели данные по двум армиям – пока безрезультатно. В любом случае начатая работа доводится до логического завершения.

– Молодежь, вовлеченная в это благородное дело, получает такой патриотический и нравственный заряд, чего не смогут дать никакие лекции, – уверен ректор Орловского филиала РАНХиГС Павел Меркулов, который в этот же день приехал на место поддержать поисковиков своего вуза.

Взрыв 

За разговором прошло несколько часов. Наконец, приехали подрывники МЧС. Они действовали безукоризненно. Нас всех эвакуировали к отдаленной посадке. Вскоре прогремел взрыв, над ямой зависло густое белое облако.

– Это реактивный снаряд немецкого производства диаметром 370 мм. Такие часто попадаются в Троснянском районе, а здесь – редкость. Как оказался в яме? Возможно, загребли с мусором при подготовке поля к запашке после войны. На подобные мероприятия выезжаем практически ежедневно. За лето уничтожили более пяти тысяч боеприпасов.

Этот снаряд мы дистанционно уничтожили накладным зарядом аммонита и подрывной машинкой. Других боеприпасов в яме не было, мы проверили, – рассказал взрывник-водитель Юрий Буденков.

Когда верстался номер 

Николай Андреев сообщил, что раскопки завершены. Достоверно установлено: что Су-2 с заводским номером 21176 был сбит в мае 1943 года. А экипажу удалось выброситься с парашютами в окрестностях села Тайное и один из летчиков, скорее всего, остался жив.

В ближайших планах поискового объединения подъем самолета Пе-2, упавшего на территории Национального парка «Орловское Полесье».

Александр СЕМЁНОВ

Фото автора