Отчёт мэра Орла Сергея Ступина о результатах деятельности в 2014 году

Уважаемые депутаты, представители администрации, приглашённые!

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 17 Устава города Орла и Регламентом Орловского городского Совета народных депутатов представляю свой отчёт о результатах деятельности в 2014 году.

Прошедший период для нашего государства, для региона и областного центра был богат внутренними и внешними политическими событиями, важнейшим из которых является, конечно же, вхождение Крыма в состав Российской Федерации. Знаковым событием для областного центра стали всенародные выборы губернатора Орловской области от КПРФ Вадима Владимировича Потомского. Напрямую повлияли на жизнь Орла и трагические события на Украине, приведшие к большому потоку беженцев в Россию в целом и в Орловскую область в частности. Первые беженцы стали прибывать к нам в июне прошлого года. Для их размещения в Орле были созданы три временных пункта: в гостиницах «Русь», «Орёл» и в открытой сменной школе № 47. Уже 3 июля 2014 года при администрации города Орла был создан оперативный общественный штаб помощи временным переселенцам с Юго-Востока Украины. За это время в него обратились за помощью 1070 семей, а это 3400 человек, из которых 980 – дети.

Дееспособность городского Совета в отчётный период была испытана и финансово-экономическим кризисом, что повлияло на отдельные стороны нашей работы. Вместе с тем, мы своевременно принимали необходимые решения в соответствии с приоритетами деятельности, обозначенными федеральным и региональным законодательством, нормативными правовыми актами муниципального образования.

Оценивая деятельность представительного и исполнительного органов за прошедший год, думаю, что при всех трудностях, недостатках и ошибках в работе в целом администрация города и её глава, городской Совет и лично мэр сумели удержать под своим управлением процессы текущей жизнедеятельности нашего муниципального образования.

В отчетный период деятельность городского Совета была сосредоточена на следующих основных направлениях: контроль над исполнением доходной и расходной частей бюджета; подготовка нормативной базы по управлению муниципальной собственностью, рациональным использованием муниципального имущества; совершенствование структуры жилищно-коммунального хозяйства, проведение сбалансированной тарифной политики; социальная поддержка малоимущих слоев населения; поддержка и развитие материальной базы муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры; развитие территориального общественного самоуправления.

Безусловно, одним из ключевых вопросов являлось формирование и исполнение бюджета города. И контроль со стороны мэра и городского Совета в этой сфере был направлен, прежде всего, на реализацию мер по безусловному исполнению социальных обязательств, повышению эффективности бюджетных расходов.

Городской бюджет в начале и в конце 2014 года – это два совершенно разных документа. Корректировка доходной и расходной частей городского бюджета проводилась практически на каждой сессии. При этом приоритетными статьями расходования дополнительно полученных собственных средств были содержание улично-дорожной сети города; мероприятия по подготовке и проведению празднования 450-летия основания города Орла; реализация майских указов Президента в части повышения заработной платы работникам учреждений культуры; ремонт муниципального жилищного фонда, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

Следует отметить, что бюджет города Орла в 2014 году исполнялся в условиях значительного сокращения доходной части. В результате изменений законодательства произошло сокращение отчислений в местный бюджет одного из основных источников поступлений – налога на доходы физических лиц, в связи с чем фактические доходы городского бюджета по данному налогу уменьшились в сравнении с 2013 годом на 438 млн рублей. Кроме того, в отчётном периоде сократились неналоговые доходы, в первую очередь, от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе от аренды нежилых помещений – на 51,3 млн рублей, от реализации имущества и земельных участков – на 554,4 млн рублей. При этом стоящие перед городом задачи требовали значительных расходных обязательств, что непосредственно отражалось на состоянии долговой нагрузки.

Вместе с тем, нам удалось реализовать в отчётном периоде муниципальные и ведомственные целевые программы и сохранить социальную направленность бюджета.

Несмотря на предельно дефицитный бюджет города, депутаты не пошли по традиционному пути пополнения доходов городского бюджета – увеличения его налоговой части за счёт повышения отдельных местных налоговых ставок и сборов. Тем самым не допустили ухудшения материального положения жителей города. С 2013 года не принимались решения о повышении корректирующего коэффициента К2 для расчёта единого налога на вменённый доход для организаций (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей. Было отклонено предложение администрации города Орла об увеличении до максимального размера ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых индивидуальными и кооперативными гаражами и приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Одним из важнейших решений городского Совета стало решение о принятии бюджета города Орла на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов. Его приходилось формировать в весьма непростых условиях: спада экономической активности в стране, падения цены на нефть, ослабления национальной валюты, введения экономических санкций ряда зарубежных стран против России. В то же время все заявленные в основных направлениях бюджетной политики приоритеты нашли своё отражение в представленном бюджете города.

В условиях имеющихся финансовых ресурсов, а также неукоснительного соблюдения 10-процентного ограничения дефицита бюджета на весь трёхлетний период, на 2015 и на период 2016-2017 годов запланированы ассигнования на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, школ и детских садов, спортивных сооружений, модернизацию и обслуживание объектов коммунальной сферы, на повышение уровня заработной платы работникам бюджетной сферы.

Бюджетная политика самым тесным образом связана с социально-экономическим развитием Орла. Мэр и городской Совет уделяли большое внимание вопросам развития экономики города и работе её муниципального сектора. Одним из важных направлений в деятельности городского Совета была работа с Прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества, доходы от реализации которого являются весомым источником пополнения городского бюджета. Депутаты практически на каждой сессии корректировали ход его выполнения, рассматривали целесообразность включения в план или исключения из него тех или иных объектов. Для выработки коллегиального мнения в отношении помещений, приносящих постоянный стабильный доход бюджету города Орла в виде арендной платы, но включённых почему-то администрацией города в Программу приватизации, была создана рабочая группа из представителей городской администрации, контрольно-счётной палаты, депутатов и работников аппарата городского Совета. При этом члены рабочей группы неоднократно лично выезжали на обследование объектов, предлагаемых к приватизации.

Кроме того, в 2014 году отмечается уменьшение принятых горсоветом решений как по количеству (2012 год – 23 решения, 2013 год – 18 решений, 2014 год – 14 решений), так и по площади муниципальных нежилых помещений (2012 год – 8991,9 кв. м, 2013 год – 3742,5 кв. м, 2014 год – 3006,7 кв. м), передаваемых в безвозмездное пользование различным организациям и учреждениям. Соответствующие решения принимались в основном для учреждений, выполняющих большой объём общественной деятельности, а также предоставляющих социально значимые услуги жителям города Орла. Также депутаты городского Совета приняли решение об ограничении срока предоставления нежилых помещений в безвозмездное пользование до трех лет.

Городской Совет анализировал как итоги развития города Орла за 2013 год, так и прогнозы на 2015 год. Рассматривались задачи по повышению эффективности деятельности муниципального сектора экономики; финансово-экономическое состояние муниципальных предприятий «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», МУП «ЖРЭП» (З); финансово-экономическое состояние отраслей ЖКХ, транспорта; ситуация в муниципальных унитарных предприятиях-банкротах и в акционерных обществах с муниципальным пакетом акций-банкротах, эффективность деятельности ОАО «Орёлтеплосервис», эффективность реорганизации МУПов. Так, после длительных разбирательств была поставлена точка в деятельности МУП УЭНП, которое решением городского Совета № 51/0956-ГС от 25 июня 2014 года было ликвидировано и доходы которого будут направлены на социально-экономическое развитие города.

Были рассмотрены и другие направления деятельности в сфере экономики, а именно: состояние инвестиционной деятельности в Орле; работа администрации города по формированию, размещению и исполнению муниципального заказа; эффективность использования рекламного пространства; расширение рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия; реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендуемого ими недвижимого муниципального имущества; реализация в 2014 году программы подготовки и проведения празднования 450-летия основания города Орла; предложения администрации города об установлении стоимости ценного сертификата о резервировании земельного участка для захоронений в городе Орле; тарифы на услуги, сопутствующие приватизации жилья. Итоги рассмотрения показали, что экономика города в целом имеет положительную динамику развития.

Весь отчётный период в зоне внимания мэра и горсовета находились вопросы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. По результатам проведённого анализа можно отметить определённые положительные сдвиги в работе администрации в этом направлении. Но, вместе с тем, имеются и серьёзные недостатки: не обеспечена реальная имущественная поддержка предпринимателей, малоэффективны проводимые с предпринимателями мероприятия по увеличению значимых инвестиционных проектов, росту количества предпринимателей, работающих в промышленном производстве. Не всегда взвешенно, с учётом интересов предпринимателей решаются и некоторые вопросы, непосредственно не входящие в систему программных мероприятий, но, тем не менее, влияющие на формирование условий для развития предпринимательства. Среди них – торговля на рынках, в мелкорозничной сети, аренда муниципальных нежилых помещений. В качестве примера могу привести ярмарку выходного дня на улице Приборостроительной, которую по многочисленным просьбам людей удалось сохранить только усилиями мэра и депутатского корпуса.

Дальнейшего пристального внимания со стороны мэра и городского Совета требуют вопросы финансово-экономического положения отраслей и предприятий муниципального сектора экономики, предупреждение банкротства предприятий, восстановление платёжеспособности предприятий-должников. Необходимо увеличивать муниципальную поддержку местным товаропроизводителям, увеличивать занятость населения, создавать рабочие места, расширять услуги торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Отдельный блок муниципальных проблем и забот – это, конечно, жилищно-коммунальное хозяйство. Проблемы реформирования ЖКХ на протяжении всего прошлого года оставались самыми актуальными для жителей города. Вопросы управления жилищным фондом, тарифная политика, деятельность управляющих компаний, система начисления и сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги выносились практически на каждое заседание городского Совета. Хотя по закону представительный орган муниципального образования не уполномочен непосредственно вмешиваться во многие процессы, происходящие в этой сфере, городской Совет, тем не менее, не самоустранился от участия в них. Ведь все, что происходит на подведомственной территории, что так или иначе касается нарушений прав населения, – воспринималось нами как зона депутатской ответственности.

Так, собственники жилых помещений не всегда находят действенную поддержку и помощь со стороны администрации города в вопросах платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, при выборе способа управления многоквартирным домом, смене управляющей организации, избрании совета многоквартирного дома. Администрацией города не реализуются в необходимом объёме нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по созданию условий для управления многоквартирными домами в части формирования конкурентной среды, организации муниципального жилищного контроля, обучения лиц, имеющих отношение к управленческой деятельности, обеспечения открытости и доступности сведений в данной сфере. Не в должной степени выполняются требования законодательства по оснащению соответствующих объектов приборами учёта энергоресурсов, внедрению новой системы организации и финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.

В зоне особой заботы городского Совета находились и вопросы жизнеобеспечения города: прохождение отопительных сезонов 2013-2014, 2014-2015 годов, сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов, содержание и ремонт муниципального жилищного фонда, замена и модернизация лифтов, бесхозяйные инженерные коммуникации, сохранение муниципальных бань, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Депутаты держали на контроле ситуацию со строительством станции обезжелезивания, состояние дел в совхозе «Коммунальник» и МУП «Зеленстрой», реализацию ведомственных целевых программ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Орле на 2014-2016 годы», «Экология города Орла на 2014-2015 годы», «Ремонт и благоустройство контейнерных площадок, расположенных в частном секторе на территории муниципального образования «Город Орёл», в 2013-2015 годах».

Кроме того, рассматривались предложения администрации города нормотворческого характера в области тарифного регулирования. Среди них: установление размеров платы за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах, согласование изменений размера платы за пользование жилым помещением (платы за наём), порядок установления органами местного самоуправления города Орла цен, тарифов и надбавок к ценам (тарифам) на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса, муниципальных предприятий и учреждений. Был рассмотрен предложенный прокуратурой Советского района проект Правил благоустройства территории города Орла.

Особая тема – это градостроительство, землепользование и перспективное развитие города. Мэр и городской Совет участвуют в разработке предложений по развитию областного центра как единого социально-экономического и хозяйственного комплекса, формировании строительной программы и проведении единой инвестиционной политики в области комплексной застройки, реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий и сооружений.

В 2014 году основное внимание городского Совета было сосредоточено на совершенствовании нормативной правовой базы в сфере градостроительства, архитектуры и землепользования в г. Орле. Вносились изменения в действующие нормативные документы с целью приведения их в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, земельным и жилищным законодательством.

Принципиальной оставалась позиция городского Совета в отношении строительства так называемого «дома Литвак» на ул. Комсомольской, 65, здания ООО «Вдохновение» на ул. 60-летия Октября, 28а, незаконного превышения этажности строения на ул. Полесской, 6. Не согласовали депутаты и строительство в рекреационной зоне на Левом берегу реки Орлика, в районе спорткомплекса «Труд».

Неоднократно мэр отказывался назначать публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства и возвращал на доработку в управление архитектуры и градостроительства представленные проекты как непроработанные, нарушающие градостроительное законодательство и противопожарные нормы, зачастую препятствующие перспективной застройке города. Мэр не раз указывал управлению на размещение объектов строительства без учёта градостроительной перспективы, нарушение этажности, необходимость вдумчиво приступать к выдаче разрешений, на соответствие застройки генеральному плану.

Ряд объектов строительства, предложенные городской архитектурой, не только затрудняли развитие города, но и элементарно нарушали транспортную инфраструктуру, внешний облик как отдельно взятых улиц, так и панорамный вид Орла. Примером тому может служить отклонённое строительство торгового центра на ул. Октябрьской, 25; административного здания на ул. Лескова, 19; многоэтажных жилых домов на улице Панчука, 49 и Базовой, 6; трёхэтажного кафе на площади Юности, на пересечении ул. Грузовой и Московской (таким образом, эта площадь осталась в собственности города).

И мэр, и депутаты считают, что подход к вопросам градостроительства и развития инфраструктуры города должен быть не просто грамотным и выверенным, но и глубоко продуманным на годы вперёд.

На заседаниях профильного комитета и городского Совета рассматривались изменения в Генеральный план города Орла, в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орёл». Не раз после тщательного рассмотрения депутаты отклоняли предложения администрации города о внесении изменений в ПЗЗ в части максимального процента застройки для жилых объектов и об увеличении максимального коэффициента строительного использования земельного участка, полагая, что данные коэффициенты можно применять только при возведении многоквартирных домов в уже существующих кварталах. Полагаю, что к рассмотрению этого непростого вопроса нам предстоит вернуться уже в ближайшее время.

Рассматривались также вопросы, связанные с планировкой территорий города, развитием транспортной и инженерной инфраструктуры, организацией дополнительных парковочных мест. Принимая решения, депутаты особое внимание уделяли сохранению и созданию благоприятных условий жизнедеятельности населения, целевому использованию земли в части планировки, застройки, реконструкции, благоустройства, озеленения, инженерного обустройства и развития территорий города.

Под постоянным депутатским контролем находились использование земель на территории муниципального образования «Город Орёл», работа по формированию земельных участков под многоквартирными домами, регистрация права муниципальной собственности на землю.

Депутаты принимали участие в работе Межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу. На 01.01.2015 года на территории Орла признаны аварийными и подлежащими сносу 229 многоквартирных домов. На этапе 2013-2014 годов в городе переселено 460 жителей из 183 жилых помещений, расположенных в 29 домах; общий объём финансирования по их расселению составил 306,9 млн рублей. По программе «Молодая семья» в 2014 году вручены свидетельства на получение субсидий на приобретение жилья 21 молодой семье, обеспечены квартирами 11 ветеранов ВОВ, остались в очереди на получение жилья ещё 27 ветеранов.

Здесь, кстати, надо отметить, что до сих пор не завершена инвентаризация муниципального жилищного фонда. Администрации города следует обратить внимание на низкий уровень контроля за этим фондом (в том числе – специализированным), отсутствие соответствующего учёта и технических паспортов на жилые помещения, сведений об их реальном состоянии.

В целях сохранения исторической части города профильный комитет и городской Совет регулярно рассматривали вопросы строительства в заповедных зонах, учёта, формирования земельных участков и постановки на кадастровый учёт земель рекреационного назначения, на которых расположены скверы, парки, зелёные зоны, проводили согласование эскизных проектов.

Совершенствование городской среды и её развитие напрямую зависят от улучшения транспортного обслуживания населения в границах города, дорожной инфраструктуры. В отчетный период продолжилась реорганизация работы пассажирского транспорта. Депутаты направляли усилия на сохранение муниципальных транспортных предприятий – ПАТП-1 и трамвайно-троллейбусного. Неоднократно обсуждались проблемы их финансового оздоровления. По согласованию с Советом были утверждены новые маршруты муниципального транспорта. При этом не упускались из виду условия для развития сети частных перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси. Шёл постоянный контроль деятельности администрации по обеспечению безопасности дорожного движения, содержанию улично-дорожной сети, её освещеённости. Депутаты неоднократно указывали администрации на негативные тенденции в транспортном обслуживании орловцев: нарушения безопасности частными перевозчиками, работу нелегальных маршрутных такси, перебои в движении муниципального транспорта, недостаточное количество подвижного состава для обслуживания окраин города. Перегрузка города коммерческим транспортом препятствует соблюдению расписания движения муниципального транспорта, приводит к возникновению аварийных ситуаций, увеличению случаев ДТП.

Мы поддерживаем стремление администрации города в ближайшее время навести порядок в этой сфере городского хозяйства, включая сюда проблемы парковочных мест около административных и общественных зданий, возмещение затрат и расходов муниципальных транспортных предприятий за перевозку льготных категорий граждан, создание транспортных развязок города, состояние магистральных и периферийных дорог, внутридворовых и межквартальных проездов. В администрации города уже разрабатываются новые схемы движения пассажирского транспорта, вскоре будет проведён конкурс перевозчиков, главная цель которого – избежать дублирования маршрутов, увести коммерческий транспорт от главных магистралей города, чтобы дать возможность вздохнуть муниципальным транспортным предприятиям Орла.

Отмечу при этом, что хотя с января 2014 года депутатам из-за роста цен на энергоносители пришлось пересмотреть в сторону увеличения тарифы на проезд в городском общественном транспорте, льготы для пенсионеров, студентов и школьников сохранились. Однако с введением единого социального проездного билета через Единый центр процессинга и биллинга депутаты пока торопиться не стали.

Переходя к вопросу о социальной политике, сразу подчеркну, что все наши приоритеты в этой сфере сохранены. Формирование социальной политики Орла и концепции расходной части бюджета в интересах населения шло при активном участии всех комитетов городского Совета. В целом расходы на эту сферу составили 3 млрд 753,1 млн рублей или 64%. Большая их часть была связана с финансированием и развитием системы образования, куда за истекший период направлено 3 млрд 348,2 млн рублей или 57,1%. Помимо текущей организации учебного процесса в 2014 году были продолжены строительство 4-х детских садов и 2-х школ, реконструкция школы № 27, закончилось строительство хореографической школы.

За счёт средств бюджета города Орла были установлены дополнительные меры социальной поддержки молодым педагогам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном секторе; детям ветеранов боевых действий и детям, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца. Городским бюджетом установлены стипендии для одарённых детей и выплата компенсаций по оплате за лифт отдельным категориям граждан. Дважды увеличивался размер базовой единицы, применяемой при исчислении должностного оклада для педагогов учреждений дошкольного образования.

Депутатам удалось сохранить бюджетное финансирование бесплатного горячего питания школьников. Орёл несколько лет остаётся одним из немногих городов России, где сохранилась эта привилегия детям. Отрадно, что с 2014 года стоимость каждой школьной порции за счет субсидий из всех уровней бюджета удалось удвоить, а значит повысить полноценность питания. Ряду категорий семей установлены льготы по оплате за посещение муниципальных дошкольных учреждений, путевок в загородные оздоровительные лагеря и лагеря дневного пребывания (в 2014 году по льготным путёвкам направлены на отдых и оздоровление 1438 детей).

Продолжалась работа по совершенствованию правовой базы местного самоуправления, продуктивное взаимодействие с органами прокуратуры, Федеральной антимонопольной службой, судебной системой.

Особое внимание в 2014 году уделялось внесению изменений и дополнений в Устав города Орла, для чего была создана специальная рабочая группа. Были приняты Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих, Положение «О Порядке передачи подарков, полученных лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальном органе города Орла, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями». Рассмотрен ряд протестов и требований органов прокуратуры на муниципальные правовые акты. Неоднократно вносились изменения в структуру администрации города Орла, утверждались границы территорий органов территориального общественного самоуправления.

Дальнейшего внимания со стороны мэра и городского Совета требует деятельность администрации города Орла по таким направлениям, как усиление мер по противодействию коррупции, организация охраны общественного порядка, профилактика терроризма и экстремизма на территории города, обеспечение мер пожарной безопасности; мероприятия по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирование и содержание муниципального архива, работа с органами ТОС; мероприятия по охране окружающей среды.

Вся деятельность депутатов IV созыва в отчётный период проходила под постоянным вниманием средств массовой информации. В электронных и печатных СМИ регулярно выходили материалы, рассказывающие о работе Совета, профильных комитетов, депутатов и районных территориальных депутатских групп. Этому способствовал изначально заявленный нами принцип открытости в работе, обратной связи с населением.

В 2014 году на личном приёме мэр г. Орла принял 111 человек. В первую очередь, люди обращаются по вопросам улучшения жилищных условий и переселения из помещений, не пригодных для проживания, ремонта и благоустройства дворовых территорий, социальной и правовой помощи, земельных отношений, вывоза ТБО и санитарного состояния территорий.

В Орловский городской Совет за это время поступило 401 письменное обращение от горожан, из них 115 – по вопросам ЖКХ, 27 – строительства и землепользования, 23 – соблюдения законности и др.

После модернизации официального сайта Орловского городского Совета народных депутатов в январе 2014 года начала работу интернет-приёмная мэра, которая облегчила прямую связь жителей города с главой муниципального образования. Из общего числа письменных обращений в горсовет 43 поступили через интернет-приёмную.

Помимо обращений от граждан, в городской Совет поступило 2925 обращений от юридических лиц. Все они рассмотрены в установленные сроки

Районные территориальные депутатские группы в отчетный период зарекомендовали себя действенными структурными подразделениями Орловского городского Совета. Активное взаимодействие с исполнительными органами власти всех четырех административных районов города помогало выявлять назревающие проблемы и вовремя их предотвращать, оперативно откликаться на повседневные нужды жителей. Отличительной особенностью работы депутатских групп IV созыва стало регулярное проведение выездных заседаний. Они проходили в учреждениях образования, Домах культуры и творчества, жилищно-коммунальных управлениях, библиотеках.

В течение отчётного периода депутаты регулярно проводили личные встречи с жителями своих округов. На основании обращений и заявлений, поступавших от избирателей, формировались дополнения в Программу наказов избирателей, устанавливались спортивные и игровые площадки, проводились ремонт асфальтового покрытия внутриквартальных проездов и тротуаров, снос и обрезка аварийных деревьев, озеленение и благоустройство дворов, ремонт фасадов и подъездов, замена козырьков над подъездами, ремонт кровель, желобов и водостоков.

Многие депутаты оказывали личную благотворительную помощь школам, детским садам, библиотекам, медицинским учреждениям. На свои средства проводили ремонт, приобретали мебель, инвентарь и оборудование, благоустраивали территории, проводили мероприятия. Депутаты оказывали адресную помощь ветеранам войны и труда, инвалидам, общественным объединениям, плотно взаимодействовали с органами территориального общественного самоуправления.

Мэр города Орла, Орловский городской Совет народных депутатов в Год культуры тесно сотрудничали с общественными организациями города, творческими Союзами. Ярким событием в жизни нашего областного центра стали XXI Международный фестиваль актёров кино «Созвездие» и уже традиционный для Орла фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». В стенах городского Совета регулярно проводились выставки живописи, фотографии, организовывались фотоконкурсы. По инициативе мэра и городского Совета был создан общественный фонд «Культурное движение», главная цель которого – сохранение и презентация исторического и культурного наследия Орла как «третьей литературной столицы» новым поколениям орловцев и гостям города, консолидация всех творческих сил и ресурсов. Эта работа получила высокий положительный резонанс.

Продолжилось в 2014 году межмуниципальное сотрудничество. В июне 2014 года Орёл встречал делегацию (20 педагогов и два представителя парламента) из города-побратима Оффенбаха-на-Майне. В день празднования 71-й годовщины освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков были подписаны соглашения с Новосибирском и Волоколамским муниципальным районом Московской области, в рамках которых планируются сезонные и отраслевые ярмарки, экспозиции продукции промышленных предприятий, Дни экономики и культуры. Всего же в рамках празднования Дня города Орёл посетили делегации из 15 городов России и других стран.

Важными событиями международного сотрудничества стали взаимовыгодные соглашения между Орлом и Харбином (Китайская Народная Республика) в области открытия новых производств, услуг и создания дополнительных рабочих мест в Орловской области, а также между Орлом и Макассаром (Индонезия) – об углублении сотрудничества в сфере экономики, науки, образования и культуры. В январе этого года наш город посетила делегация из Франции. В настоящее время уже разрабатываются конкретные механизмы реализации подписанных соглашений.

В заключение хочу снова затронуть имеющую большой общественный резонанс тему социальных гарантий. Я говорил об этом в своём прошлогоднем отчёте, но поскольку события фактически произошли в отчётном году, повторюсь ещё раз. 30 января 2014 года мэр города Орла, учитывая протест прокуратуры Советского района, внес на рассмотрение очередной сессии горсовета предложение о внесении изменения в Положение «О Порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения». Из него исключен пункт 2.2, которым депутату устанавливалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии независимо от того, в какой период своей трудовой деятельности он осуществлял полномочия депутата. А 27 февраля горсовет поддержал мэра в решении отказаться от предусмотренных Уставом города компенсаций на санаторно-курортное лечение, 50-процентной надбавки за особые условия труда, материального поощрения к юбилейным датам, при получении наград и званий. С 1 марта поправки вступили в законную силу.

Учитывая острую нехватку бюджетных средств, а также в целях соблюдения принципа социальной справедливости, считаю, что мне, как мэру города, в первую очередь необходимо сократить денежное содержание. На эту сессию я внёс проект решения о сокращении денежного содержания мэра на 10%. Надеюсь, депутаты меня поддержат. На 10% сокращается также содержание заместителей председателя городского Совета, о чём они, в соответствии с трудовым законодательством, уже уведомлены и возражений не имеют. Я также рекомендую поддержать эту инициативу и другие органы местного самоуправления: администрацию города Орла, контрольно-счётную палату и муниципальную избирательную комиссию.

Сегодня, подводя итоги 2014 года, я хочу сказать, что депутаты Орловского городского Совета разделяли с горожанами все социальные, экономические, политические перипетии и трудности нынешней жизни, с полной отдачей сил, в рамках своих полномочий работали над решением возникающих проблем, отстаивали интересы жителей города.

В сентябре нас ожидают выборы в Орловский городской Совет народных депутатов. Надеемся, что новый депутатский корпус успешно продолжит работу, направленную на достижение целей, поставленных перед представительными и исполнительными органами власти: повышать жизнь орловцев на качественно новый уровень, утверждать статус Орла как современного, комфортного для проживания областного центра. Уверен, что консолидация усилий всех уровней власти при доверии и поддержке горожан позволит реализовать эти планы в полной мере.

Выражаю искреннюю благодарность коллегам-депутатам, исполнительной власти города, нашим избирателям за взаимопонимание и совместную работу.