«Общий свет»: некоторые особенности расчетов-1

По просьбе наших читателей публикуем развернутое и подробное объяснение по проблеме оплаты ЭМОП начальника комитета по тарифам администрации Орла Андрея Тиунова. 

Проблема завышенных платежей за электроснабжение общедомового имущества до настоящего времени продолжает волновать жителей многоквартирных домов. Зачастую граждане, мягко говоря, недоумевают, откуда в квитанциях взялись такие суммы за «лампочку в подъезде». Причем многие остаются в неведении относительно того, что уже почти два года действуют установленные Федеральным Правительством ограничения, не позволяющие управляющим организациям выставлять к оплате жителям многоквартирных домов сверхнормативные количества коммунальных ресурсов, якобы потребленные общим имуществом.

В частности, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2011 № 354 (далее – Правила), пункт 44 гласит: «Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды».

Следовательно, в отношении электроэнергии, как, впрочем, и других видов коммунальных услуг Правительство России постановило, что плата за общее потребление при наличии общедомового прибора учета никак не может быть выше, чем при его отсутствии, когда, как известно, потребление электроэнергии рассчитывается по нормативам. При этом стоимость коммунального ресурса в размере сверхнормативного превышения исполнитель коммунальной услуги оплачивает за счет собственных средств.

Теперь управляющая организация не вправе механически перекладывать необоснованные расходы за «общий свет» на плечи жильцов. Таким образом, на федеральном уровне созданы условия для того, чтобы компетентные работники ЖКХ были заинтересованы в непрерывном отслеживании энергопотребления многоквартирных домов, нахождении причин избыточных потерь электричества и в их оперативном устранении.

Правда, Правилами оговорены два исключения из рассматриваемой нормы:

1. Если общим собранием собственников помещений принято решение не утруждать исполнителя коммунальной услуги такими непомерными расходами.

2. Если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Казалось бы – все просто: все знают, что в подавляющем большинстве домов выбрана управляющая организация, которая и является исполнителем коммунальной услуги, и коль скоро собственники никогда не согласятся платить свои кровные за чужие огрехи, то очевиден вывод, что квитанций с нереальными суммами за ЭМОП быть не должно. Но, как говорится, кое-что может скрываться в деталях.

Деталь № 1. Кто является исполнителем коммунальной услуги?

Правила устанавливают, что исполнителем коммунальной услуги может быть любой хозяйствующий субъект, предоставляющий потребителю соответствующую коммунальную услугу. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. Однако если между управляющей и ресурсоснабжающей организациями по какой-то причине не заключен (расторгнут) договор поставки коммунальных ресурсов, то исполнителем коммунальной услуги автоматически становится ресурсоснабжающая организация, а ограничение платежа за ЭМОП перестает действовать.

Такая ситуация может возникнуть при изменении способа управления многоквартирным домом, смене управляющей или ресурсо снабжающей организации, изменении требований законодательства к договору поставки коммунальных ресурсов.

Например, постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями. И если до сегодняшнего дня по каким-то причинам стороны договора не выполнили в полном объеме, все эти правила, в частности, в отношении электроснабжения, то и сам договор считается не заключенным, а исполнителем коммунальной услуги продолжает оставаться поставщик электрической энергии со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому жителям многоквартирного дома перед проверкой правильности применения рассматриваемых ограничений надо предварительно уточнить, какая организация названа в квитанции исполнителем коммунальной услуги электроснабжения. И если это ресурсоснабжающая организация, выяснить, на каком основании она является исполнителем.

При этом необходимо помнить, что факт оплаты за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации (минуя управляющую) ни коим образом сам по себе не снимает с управляющей организации обязанностей исполнителя коммунальной услуги как бы ей этого не хотелось. В связи с чем решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющую организацию, не следует путать с решением собственников об освобождении управляющей организации от бремени оплаты сверхнормативного потребления. Это абсолютно разные решения.

Деталь № 2. Какова величина максимально допустимого расхода электроэнергии на общедомовые нужды?

Сложность здесь состоит в том, что расход электроэнергии, потребленной общедомовым имуществом и приходящийся на конкретную квартиру, считается исходя из удельного расхода, образующегося путем деления соответствующего объема потребленной электроэнергии на площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (за исключением помещений общего пользования).

В то же время предельное (нормативное) количество потребляемого общим имуществом электричества считается путем умножения установленного норматива на площадь всех помещений общего пользования конкретного дома. А для того, чтобы выйти на сопоставимые величины, следует рассчитанное предельное количество разделить на площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (за исключением помещений общего пользования).

В переводе на язык формул сказанное выглядит так:

Удельный расход электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды, в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле:

Vодн = Vодн / Sоб ,(1)

где:

Vодн – исчисленный в установленном порядке исходя из показаний общедомового прибора учета объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме;

Sоб – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Максимальное (нормативное) количество электроэнергии, приходящееся на 1 квадратный метр жилых и нежилых помещений многоквартирного дома за расчетный период, определяется по формуле:

Vmax = N одн х Sои / Sоб , (2)

где:

Nодн – норматив потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306;

Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

И, наконец, должно выполняться условие Vодн Vmax. Если же оно не выполняется, то есть Vодн Vmax, тогда в качестве применяемого в расчетной квитанции значения должна фигурировать максимально допускаемая величина.

Естественно, любому жителю дома важно знать не формулы, а конкретные значения максимально допустимого расхода «общего света», приходящегося именно на его квартиру, чтобы иметь возможность для сравнения с тем, что посчитано в квитанции.

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды установлены приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 06.12.2012 № 285 (приложения 2, 4). Приказ можно найти в сети Интернет на публичном информационном портале Орловской области в разделе «Законодательство».

Необходимые нам нормативы дифференцируются по этажности многоквартирных домов, оснащенности их лифтами, а также зависят от того, являются ли дома общежитиями.

Окончание – в следующем номере.

ettv